Очень сложная игра
Вот уже вторую неделю мои дети не отрываются от новой компьютерной игры. И впервые я не отгоняю их от мониторов, а наоборот, соблазняю поиграть. Потому что впервые вижу полезную игру.
Нейросети сейчас – самая горячая тема, специалисты по машинному обучению – современные рок-звезды, и их переманивают крупные корпорации почти так же, как клубы – футболистов. Анализ больших данных считается самой привлекательной специальностью нынешнего века, а средняя зарплата такого сотрудника в США составляет 117 тыс. дол ларов в год. В некоторых областях без навыков работы с нейросетями устроиться так же трудно, как в международные компании – без знания иностранных языков. Герман Греф заявил, что Сбербанк перестал принимать на работу юристов, не умеющих обращаться с нейросетями. Но где брать таких специалистов?
Одна из самых престижных школ в этой области – Школа анализа данных «Яндекса». Ее девиз – «Будет очень сложно, вам понравится». Чтобы иметь представление о сложности и конкурсе, достаточно сказать, что туда поступают аспиранты МФТИ, ВШЭ, ИТМО, НГУ и МГУ. И далеко не все. Правда, существует масса онлайн-курсов по данной тематике, например Coursera или Udacity. Но это не альтернатива: по статистике, более 95% обучающихся бросают курсы, не окончив их. Причин тут множество: не хватает базовых знаний (в той же школе «Яндекса» требуется знание высшей алгебры, математического анализа, комбинаторики, теории вероятностей, а также основ программирования), мешает довольно занудный процесс изложения материала, плохая обратная связь. Онлайн-курсы хороши как средство повышения квалификации, но для получения профессиональных навыков почти с нуля не годятся.
Учеба как игра
Идея превратить процесс обучения в игру стара как мир, но воплотить ее в жизнь удалось единицам. Мало того что такой подход увлекателен, он еще и удивительно эффективен: именно через игру дети усваивают огромное количество информации об окружающем мире. Не давала покоя эта идея и ребятам из компании Luden.io, костяк которой составляют выходцы из легендарной московской команды Nival. В 2014 году они закончили работу над очередным большим проектом Nival и решили заняться тем, что уже давно обсуждали. Делать игры, устраняющие проблему отцов и детей: родители не хотят, чтобы дети играли, потому что это пустая трата времени, а дети хотят играть все время. «Мы хотели построить экосистему для полезных игр, чтобы и детям было интересно, и взрослые были уверены, что если ребенок играет в игру, отмеченную нашим логотипом, то, значит, он проводит время с пользой. Людей в любом возрасте можно и нужно заражать любопытством, необходимо только все подать очень интересно», – вспоминает CEO Luden.io Олег Чумаков.
Внутри головы
Начали с виртуальной реальности: четыре года назад это была самая многообещающая технология. Очень аккуратно сделали первую игру InMind VR про путешествие внутри мозга человека. Как в фантастических фильмах, можно было уменьшиться до микродоктора, влететь внутрь человека и путешествовать по его мозгу, восстанавливая поврежденные нейроны. Игра была принята гораздо лучше, чем ожидали, и разработчикам показалось, что гипотеза верна и подобные игры способны привлекать внимание. Google тогда массово дарил школам кардборды (картонные стереоочки для смартфонов), и в Luden.io раз в неделю получали очень неожиданные отзывы из разных частей света. Вот, например, в австралийской школе полный класс детей сидит в кардбордах и играет в InMind. В отдельные дни было более 50 тыс. новых установок, а игра была везде: на телефонах, всевозможных VR-шлемах и компьютерах.