Землянам, до востребования
В конце 2017 года Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды. Первая встреча человечества с «межзвездным странником» сопровождалась лихорадочной работой астрономов, высокой активностью уфологов – и почти полной тишиной со стороны публики.
В космосе было бы гораздо скучнее, если б не кометы. Эти небольшие тела прилетают с далеких окраин Солнечной системы. Их сильно вытянутые орбиты похожи на огромные эллипсы: как правило, кометы сближаются с Солнцем, огибают его и вновь устремляются в самые темные уголки системы. Пролетая внутренние области, они образуют кому, туманную оболочку из газов и пыли, за которой тянется огромный хвост. Именно его отраженный свет и можно заметить с Земли, если орбита кометы проходит рядом.
Короткопериодические кометы обращаются вокруг Солнца меньше чем за 200 лет и происходят из рассеянного диска, расположенного за орбитой Плутона. Источником долгопериодических комет считается еще более далекое облако Оорта. Такой кометой сочли сперва и C/2017 U1, которую заметили 19 октября 2017 года с помощью работающего на Гавайях телескопа Pan-STARRS 1. Однако уже первые расчеты принесли нечто неожиданное: эксцентриситет орбиты странного тела оказался больше единицы (1,20).
Эта цифра никак не соответствует обычному для комет вытянутому и замкнутому эллипсу. Она указывает на разомкнутую, похожую на гиперболу траекторию. К тому же двигалась C/2017 U1 куда быстрее обычных комет. Находясь от Солнца в 200 раз дальше Земли, она развила почти 27 км/с – для сравнения, кометы в этой области движутся не быстрее 4–5 км/с. В перигелии скорость и вовсе достигла 88 км/с (160 тыс. км/ч). Ученым не оставалось ничего другого, кроме как заключить: мы впервые видим межзвездный объект, когда-то выброшенный из своей системы и в своем долгом полете посетивший наш космический дом. Тут, как писал классик, «всё заверте»...
Понижение в должности
Уже на момент первого наблюдения объект на большой скорости покидал Солнечную систему, и медлить было нельзя. Поэтому через несколько дней в его сторону были развернуты восемь зеркал телескопа VLT (Very Large Telescope). Первые же снимки показали, что астрономы поспешили с самого начала, сочтя небесное тело кометой: ни комы, ни хвоста у него не нашлось – и объект понизили до астероида. В отличие от комет, похожих на неровные и довольно грязные снежки, астероиды – тела каменистые и хвостов не образуют.
Разумеется, возможны и более экзотические варианты: межзвездный объект может быть кометой необычной структуры, растерявшей все испаряющееся содержимое за время полета. Но куда вероятней, что это каменистый астероид, и впервые в истории он получил префикс I – от английского interstellar, «межзвездный». Полное его название – 1I/2017 U1, а для простоты астрономы дали ему и имя собственное – Оумуамуа, что на языке гавайских аборигенов означает «гость» или «посланник».