Техпарад
Потепление: Климатический камень
Исландские «алхимики» превращают воздух в камень, запирая парниковый углекислый газ в порах вулканического базальта. Проект Carbfix запущен на одной из крупнейших в мире геотермальных станций Хедлисхейди.
6 турбин Геотэс приводятся в движение паром, нагретым вулканом Хейнгидль, снабжая электричеством и теплом расположенный неподалеку Рейкьявик. Установленная на станции система CarbFix сжижает выбрасываемый газ, смешивает его с водой и подает эту «газировку» на место захоронения. Здесь, прикрытые угловатыми сферами, работают мощные насосы, закачивающие жидкость на глубину около километра, в базальтовые породы. Взаимодействуя с металлами, уже через пару минут она образует нерастворимые карбонаты и «окаменевает». Так происходит и естественная фиксация углекислого газа, новый процесс лишь многократно ее ускорил. Главной проблемой технологии остается высокая потребность в опресненной воде: на тонну газа приходится потратить около 25 т, из-за чего даже в богатой энергией Исландии стоимость фиксации этого количества СО2 достигает 25 долларов.
Авиация: Двухвостый
Нидерландская авиакомпания KLM сообщила о поддержке необычного проекта конструкторов из Делфтского технического университета – пассажирского авиалайнера V-образной формы. Представленный недавно концепт Flying V позволяет уменьшить лобовую поверхность (и сопротивление) самолета при сохранении того же полезного объема, что и у Airbus A350. Разработчики рассчитывают, что такое решение обеспечит 20-процентную экономию топлива, а экзотическая форма фюзеляжа открывает новые возможности для создания более комфортного салона. Пассажиры разместятся в передней части этого летающего крыла, топливо и грузы – в задней. В верхней части находится пара турбовентиляторных двигателей. Летные испытания демонстратора должны пройти уже осенью 2019 года – к 100-летнему юбилею KLM.
Космонавтика: Европейский путешественник
Европейское космическое агентство пообещало до конца года закончить разработку проекта Space Rider. Беспилотный «челнок» будет выводиться на низкую околоземную орбиту ракетами Vega C и возьмет на борт до 800 кг (1,2 м3 ) полезной нагрузки. Аппарат сможет маневрировать, работая в космосе дольше двух месяцев, и возвращаться, совершая мягкую посадку в автоматическом режиме. Первый для ESA многоразовый корабль должен отправиться в полет в 2022 году. После завершения испытаний он предоставит ученым удобную и универсальную платформу для проведения экспериментов и наблюдений в ближнем космосе.