Незнакомые символы
Спортивные команды периодически меняют собственную символику. «Ведомости. Спорт» разбирается, зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

В середине мая «Ньюкасл» анонсировал ребрендинг. Нынешнему логотипу в 2025-м исполнилось 37 лет, и в клубе его считают устаревшим. Каким будет новый – неизвестно. Редизайн – смелый и даже рискованный шаг. Очень часто болельщики не принимают изменения и лишь со временем привыкают к обновленной символике. В Европе и России немало примеров неудачного ребрендинга. Хотя клубы иногда даже проводят опросы среди фанатов, чтобы разделить ответственность за решение о смене логотипа. Теперь эмблемы чаще упрощают – не только в угоду модным трендам, но и с практической целью. «Сейчас актуальны малые форматы, – говорит «Ведомости. Спорту» Михаил Антипин, руководитель студии спортивного дизайна Quberten. – Главным устройством стал смартфон, а его экран относительно небольшой. Иконки приложений, турнирные таблицы, трансляции – все это подразумевает микроформат, и логотипы клубов должны легко читаться. Сложная эмблема будет «шуметь» – тонкие линии буквально «расщепляются» на полпикселя».
Советская эстетика
Клубы не решаются на ребрендинг без веской причины. Чаще всего редизайн оправдывают стремлением соответствовать новым веяниям, чтобы эмблема смотрелась актуально. Кроме того, изменения часто инициирует маркетинговый отдел, который заинтересован в привлечении новых болельщиков. «Прирост молодой аудитории сегодня идет не так быстро, как хотелось бы, и все за нее борются, – объясняет Антипин. – И тут клубы соревнуются не только между собой – спорт конкурирует со всей индустрией развлечений. Кто-то думает наперед о следующем поколении. Сейчас оно еще неплатежеспособное, но в будущем вырастет и может принести клубу деньги. К тому же дети часто стимулируют тратить деньги своих родителей. Поэтому клубы выбирают более современный и молодежный визуальный язык». Новые эмблемы могут подстегнуть продажи в фан-шопе – клуб намекает болельщикам, что их старый шарф или джерси уже вышли из моды, потому что сменился логотип. «Я бы сравнил ребрендинг с пошивом новой формы, – говорит «Ведомости. Спорту» Дмитрий Козлов, сотрудник агентства спортивного маркетинга Celeba Sport. – Играть же можно в одних и тех же футболках, но клубы должны каждый год обновлять комплекты. В том числе для того, чтобы пополнять коллекцию в магазине. Так и тут – эмблемы меняются для того, чтобы предложить аудитории что-то новое».