Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механикаHi-Tech

Нетихие планеры

Текст: Олег Макаров

0:00 /
608.176

Планерный аэродром «Щекино». Просто ровное поле со скошенной травой. Похожий на какое-то странное насекомое польский самолет PZL-104 Wilga неутомимо таскает за собой планеры, чтобы в вышине отцепить трос и оставить планериста наедине с его пилотажными навыками. Но сейчас «Вильге» положен небольшой отдых. Только вот уши стоит поберечь: шум просто адский…

Рев исходит от совсем крошечных турбореактивных двигателей, выдвинутых из фюзеляжа планера позади пилотской кабины. Временами сопла даже изрыгают язычки огня. Без буксировщика, без лебедки, без какой-либо посторонней помощи планер разбегается и взмывает в небо. Следом делает несколько эффектных проходов с креном прямо над летным полем. Двигатель по-прежнему работает. И только несколько минут спустя рев смолкает, и планер наконец-то начинает бесшумно парить под серыми облаками, в просветах между которыми виднеется бледно-голубое небо. Посмотреть на полеты реактивных планеров нас пригласил Сергей Рябчинский, президент Федерации планерного спорта России, пилот-инструктор, руководитель планерного клуба «Щекино». «Идея самовзлетных планеров не нова, – говорит Сергей. – Мотопланеры строил еще Олег Константинович Антонов. Однако планеры AC-4-115 Jet – это само по себе очень интересное техническое решение, возможно, шаг на пути создания реактивных самолетов сверхлегкого класса».

Легко взлететь – легко вернуться

Планеры AC-4-115 разработаны в пензенском КБ «Авиастроитель» (главный конструктор – Владимир Федоров). Число 115 – это масса летательного аппарата. AC-4-115 вписываются в весовой лимит, без превышения которого планеру (или самолету) не требуется свидетельство летной годности (получение такого свидетельства, аналогичного документу о прохождении техосмотра, обходится в значительную сумму). Нет необходимости регистрировать борт. Пилот не обязан получать пилотское свидетельство и проходить медкомиссию. Эдакий «самокат» в мире авиации. Но тем не менее это вполне полноценный планер, который пензенцы решили сделать еще и самовзлетным.

«Узким местом развития планеризма является буксировка, – рассказывает Николай Тугушев, генеральный директор уже упомянутой компании «Авиастроитель» из Пензы, – она требует дополнительных затрат и не всегда доступна. Насколько облегчится жизнь владельца планера, если он привезет свой аппарат на аэродром, заправится, сядет в кабину и взлетит! Есть у планеристов и еще одна проблема. В принципе планер, оказавшийся на высоте, может летать очень долго, буквально часами, если пилоту удается оседлать восходящие потоки воздуха. Но бывает и иная ситуация. Планеристу нужно совершить посадку, а, как назло, ветер дует не в ту сторону, и, хотя планеры обладают высокими показателями аэродинамического качества (то есть теряют высоту достаточно медленно), до аэродрома дотянуть удается не всегда. Какой выход? Внеаэродромная посадка, которая может закончиться серьезной поломкой планера (который весьма недешев) и, что еще хуже, травмами для пилота. А вот двигатель на борту всегда подстрахует, даст возможность разогнать аппарат, подняться на безопасную высоту и дотянуть до аэродрома».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большая ракета Илона Маска Большая ракета Илона Маска

Сверхтяжелая ракета Big Falcon Rocket готовится вытеснить все прошлые разработки

Популярная механика
Правильное воспитание: меньше контроля, меньше школы и меньше запретов Правильное воспитание: меньше контроля, меньше школы и меньше запретов

Нужно меньше баловать детей и давать им большую свободу

Psychologies
Сколько чувств надо человеку? Сколько чувств надо человеку?

Классические пять чувств к XXI веку выглядят безусловно наивными

Популярная механика
3 негативные установки, мешающие самосовершенствованию 3 негативные установки, мешающие самосовершенствованию

Чтобы стать продуктивнее, важно научиться эффективнее жить

Psychologies
Следи за собой Следи за собой

Статистика знает все обо всех, но ничего не скажет о конкретном человеке

Популярная механика
Раф Симонс дал первое интервью после Calvin Klein: главное Раф Симонс дал первое интервью после Calvin Klein: главное

Раф Симонс — о давлении, молодых дизайнерах и будущем его собственного бренда

Esquire
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Икра с огнем Икра с огнем

Где она, там праздник — если, конечно, вы не ошиблись в выборе баночки

Добрые советы
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Насколько экологичные инициативы модных брендов оправдывают себя Насколько экологичные инициативы модных брендов оправдывают себя

Сегодня модно быть экологичным, но хорошо ли от этого нашей планете?

GQ
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества 5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества

Порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего

Популярная механика
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Теплый прием Теплый прием

В поисках идей, где бы провести Новый год, мы решили заглянуть к старым знакомым

Лиза
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками

Мы стремимся к одиночеству в процессе потребления

Forbes
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
Сила ничегонеделанья Сила ничегонеделанья

Время в нашем мире стало дефицитным товаром: большинству его не хватает

Psychologies
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе

Фрагмент книги «Соединяя точки. Уроки лидерства» Джона Чемберса и Дианы Брейди

Forbes
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
«Близость к смерти — хорошее испытание». Людмила Улицкая о новой книге, женской дружбе и отношениях с возрастом «Близость к смерти — хорошее испытание». Людмила Улицкая о новой книге, женской дружбе и отношениях с возрастом

Людмила Улицкая о культе молодости и пограничном пространстве души

Forbes
Время ускорять, время сталкивать Время ускорять, время сталкивать

В Подмосковной Дубне продолжается строительство комплекса NICA

Популярная механика
Художник Алексей Шульгин: В каждом из нас сочетаются ретроград и прогрессист Художник Алексей Шульгин: В каждом из нас сочетаются ретроград и прогрессист

Как художнику выделиться в объединенном мире?

СНОБ
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Ласло Краснахоркаи: Меланхлолия сопротивления Ласло Краснахоркаи: Меланхлолия сопротивления

Фрагмент романа «Меланхлолия сопротивления» Ласло Краснахоркаи

СНОБ
Кто горы наворотил? Кто горы наворотил?

Поколения губок, мириады бактерий и водорослей – создатели земной коры

Популярная механика
Успешные девушки поколения Z: история диджитал-художницы Кейт Иллюстрейт Успешные девушки поколения Z: история диджитал-художницы Кейт Иллюстрейт

Променять престижный офис на возможность реализовать себя

Cosmopolitan
Опасный гном Опасный гном

6Г30 – ручной револьверный 6-зарядный 40-мм гранатомет

Популярная механика
«В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной «В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной

Интервью с Ольгой Кудиненко — учредителем благотворительного фонда «Таблеточки»

Forbes
Открыть в приложении