К 100-летию Федерико Феллини: режиссер в цитатах об искусстве и жизни
20 января исполняется ровно 100 лет со дня рождения классика мирового кино, основоположника неореализма и авторского кинематографа. Предлагаем познакомиться с мироощущением Федерико Феллини через цитаты режиссера.
Реальность — это фантазия? Может быть, фантазия — это реальность? На протяжении всего творческого пути Федерико Феллини искал ответы на эти вопросы, проводя личные кропотливые исследования от картины к картине с отчаянной смелостью, беспримерной самоотверженностью и безупречным художественным инструментарием.
Авторские ориентиры Феллини, возросшие из концентрированных детских впечатлений о реальности, выразились в особом стиле режиссера — фантареализме, то есть изображении реального мира, пропущенном через фантазию автора. Отношение Феллини к профессии никогда не было (и не могло быть) прямолинейно позитивным, восторженным и безболезненным; его связь с друзьями и близкими нельзя назвать неземной или каким-либо другим небесным определением, характерным для творца; образ жизни режиссера сочетал в себе знакомые каждому чувства стыда, сомнения, мук совести и тяжести неудач. Герои его картин приглашали зрителя к исследованию мира и погружению в глубины своих переживаний, праздничной атмосфере цирковых чудачеств, ностальгическому и эмпирическому опыту.
Для кинематографа Феллини стал своего рода освободителем, избавителем от тяжеловесной книжности и сценарности, напомнив миру, что у этого искусства уже есть самодостаточный язык образов. Иных средств выражения ему не нужно.
О кинематографе
«О фильмах вообще не следовало бы рассказывать!»
«Кино — это ритуал, которому широкие массы сейчас подчиняются совершенно безропотно; значит, тот, кто делает фильмы для широкого потребителя, определяет направление образа мыслей, нравственное и психологическое состояние целых народов, на которые повседневно обрушиваются с экранов лавины изображений».
«Кто хозяин телевизора, тот хозяин телевидения. Ни в театре, ни в кино ничего подобного быть не может, там зритель не чувствует себя хозяином театра или кинематографа».
«Кинематография — это прежде всего художественная выразительность. Ясно, что все может стать символическим. Даже крупный план самого скверного актера может оказаться символом».
«Неореализм был органичным явлением в Италии 1945 года. Ничего другого тогда просто не могло быть. "Чинечитта" (римская киностудия. — «РБК Стиль») лежала в развалинах, и если вам повезло и вы получили возможность снимать фильм, то съемки приходилось делать на природе, при естественном освещении. Этот стиль был продиктован необходимостью. Неореалист был на самом деле просто практичным человеком, который хотел работать».
О профессии
«Фильм я делаю как бы мимоходом, он для меня — болезнь, которой нужно переболеть. Я смотрю на него с нетерпением, сердито, как на какое-то несчастье, от которого надо поскорее избавиться, и тешу себя иллюзией, что здоровье вернется ко мне в тот момент, когда я освобожусь, уйду от фильма».