Зимний город
Обычно беспилотные автомобили тестируются в прекрасных погодных условиях – например, в Калифорнии, где солнечно, видна разметка, нет снега. В России почти всегда плохая погода, снег, дождь и неидеальные дороги.
И если мы не начнем делать транспортные средства под эти реалии, то из Калифорнии они до нас доберутся очень нескоро. «Поэтому был взят сегмент, характерный именно для России», – говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great. Технологический барьер конкурса «Зимний город» устанавливали исходя не из текущего уровня техники, а из того, что действительно потребуется, чтобы беспилотный автомобиль вышел на дорогу. Беспилотник должен справляться с любой дорожной ситуацией не хуже среднего водителя. Именно на этот уровень и ориентировались, разрабатывая условия конкурса.
Александр Повалко
Генеральный директор РВК
«"Зимний город" это не конкурс транспортных средств, это соревнование интеллектуальных ресурсов команд, сложнейших технологий машинного зрения, алгоритмов распознавания и обработки сигналов. Участвовать в конкурсе —это значит принять очень серьезный вызов, на такое способен далеко не каждый. Все команды продемонстрировали высокий уровень подготовки и продолжат доработку своих технических решений, а мы окажем им необходимую поддержку»
Трасса
Стандартный профиль поездки из ближайшего Подмосковья в Москву – это 50 км за 3 часа: по статистике, водитель в среднем проезжает около 25 км по загородным трассам, 20 км по городу и еще 5 км простаивает в городских пробках. Однако проводить испытания беспилотного транспортного средства на дорогах общего пользования без оператора запрещено. В России для этого есть всего один подходящий сертифицированный полигон – в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) в Дмитрове, трассу которого все равно пришлось сильно доработать под требования конкурса. Маршрут спроектировали в соответствии со всеми ГОСТами. Это была ювелирная работа – вписать в небольшой кусочек земли максимальное количество элементов дорожной инфраструктуры: светофоры с системой управления, имитацию железнодорожного переезда и тоннеля, круг, «лежачие полицейские», комплекс имитации движения пешеходов, который был разработан специально для конкурса. Предложенный участникам маршрут движения и время его прохождения сначала были смоделированы на цифровом двойнике трассы, а затем вживую опробован организаторами. «Мы с коллегами катались по полигону в течение примерно получаса. Честно скажу: темп, который мы предложили выдержать беспилотникам, не такой уж высокий – по знакомому маршруту мы обычно ездим быстрее, – говорит Константин Кайсин. – Но мы на себе почувствовали другую проблему: из-за высокой плотности элементов дорожной инфраструктуры необходимо постоянно быть максимально сконцентрированным. Уже через десять минут начинаешь уставать, отвлекаться и ненароком можешь и правила нарушить. А вот беспилотник усталости не знает». Еще одна задача, которую предстояло решить разработчикам, – это имитация других водителей, участников движения. Обычные машины для этого не годились: движение на одном участке с полностью автономными автомобилями считается повышенно опасным, поэтому требовалось обеспечить дополнительную защиту водителей. Нашли выход в союзе с раллийными командами: только в автомобили, участвующие в ралли, встроен необходимый каркас безопасности. Водители раллийных автомобилей выполнили действительно сложную работу: ехать с тяжелым спортивным сцеплением несколько часов в рваном неспешном режиме среди беспилотников реально трудно. Не обошлось и без неожиданностей: на некоторых спортивных машинах стояли прямоточные выхлопные системы, и облака выхлопных газов некоторые беспилотники детектировали как препятствия, которые не могли отсеять стандартные фильтры. Это является еще одной особенностью минусовой температуры на дорогах и, естественно, встречается повсеместно на территории России в зимнее время.
Штрафы
Следующей проблемой стали штрафы. Изначально организаторы взяли КоАП и все штрафы выписали оттуда, но прямо пересчитать рубли в штрафные минуты не получилось. Поэтому в итоге штрафы были сбалансированы с учетом экспертного мнения. Самыми тяжелыми нарушениями считались те, которые представляли потенциальную опасность жизни и здоровью человека, то есть выезд на полосу встречного движения и наезд на пешехода. За это полагались штрафные баллы, сразу лишающие шансов на победу. А основными погрешностями на испытаниях стали нарушение разметки, которую цепляли при повороте, и проезд на красный свет.
Как ни странно, одной из самых сложных задач для участников стало именно распознавание сигналов светофора, что в ближайшей перспективе беспилотникам и не понадобится. Дело в том, что с появлением на дорогах беспилотного транспорта светофоры начнут передавать свое состояние и по радиоканалу. Основная проблема на сегодняшний день – в выборе стандарта передачи. И если для людей оптическая передача оптимальна, то для беспилотных автомобилей – сплошные проблемы. В разное время суток бортовые видеокамеры определяют цвет светофора по-разному. Вечером в городе появляется много паразитных сигналов – начиная от световой рекламы и заканчивая уличным освещением. Опять же сложная задача – из всех сигналов, видимых системой при приближении к перекрестку, вычислить именно тот, который относится к твоей полосе движения. Для большинства участников проблема оказалась новой, и в команды приходилось включать дополнительных специалистов, которые занимались только проблемой распознавания светофоров. Тем не менее светофоры оказались самым большим источником штрафных баллов.
Кирилл Каем
Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»
«Адаптировать беспилотный транспорт к условиям русской зимы – одновременно и вызов, и важная задача, скоторой, как мы видим, сегодняшние конкурсанты успешно справились. Желаю не останавливаться на достигнутом в усовершенствовании своих разработок. Фонд "Сколково", в свою очередь, готов поддерживать подобные проекты и помогать им в развитии»
Команды-финалисты:
- BaseTracK
- МАДИ
- НГТУ
- StarLine
- Авто-РТК
МАДИ (Москва)
«Мы пытаемся создать беспилотник, который бы ездил хотя бы на уровне хорошо подготовленного водителя. А так как человек 90% информации получает зрительно, мы делаем технический акцент на стереозрении, – говорит Никита Голубченко. – Однако сейчас мы не можем отказаться от лидара,и в "Зимнем городе" он применялся для определения препятствий».