Эти люди разрабатывают беспилотные автомобили, пригодные для российского климата

Популярная механикаHi-Tech

Зимний город

Обычно беспилотные автомобили тестируются в прекрасных погодных условиях – например, в Калифорнии, где солнечно, видна разметка, нет снега. В России почти всегда плохая погода, снег, дождь и неидеальные дороги.

И если мы не начнем делать транспортные средства под эти реалии, то из Калифорнии они до нас доберутся очень нескоро. «Поэтому был взят сегмент, характерный именно для России», – говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great. Технологический барьер конкурса «Зимний город» устанавливали исходя не из текущего уровня техники, а из того, что действительно потребуется, чтобы беспилотный автомобиль вышел на дорогу. Беспилотник должен справляться с любой дорожной ситуацией не хуже среднего водителя. Именно на этот уровень и ориентировались, разрабатывая условия конкурса.

Александр Повалко

Генеральный директор РВК

«"Зимний город" это не конкурс транспортных средств, это соревнование интеллектуальных ресурсов команд, сложнейших технологий машинного зрения, алгоритмов распознавания и обработки сигналов. Участвовать в конкурсе —это значит принять очень серьезный вызов, на такое способен далеко не каждый. Все команды продемонстрировали высокий уровень подготовки и продолжат доработку своих технических решений, а мы окажем им необходимую поддержку»

Трасса

Стандартный профиль поездки из ближайшего Подмосковья в Москву – это 50 км за 3 часа: по статистике, водитель в среднем проезжает около 25 км по загородным трассам, 20 км по городу и еще 5 км простаивает в городских пробках. Однако проводить испытания беспилотного транспортного средства на дорогах общего пользования без оператора запрещено. В России для этого есть всего один подходящий сертифицированный полигон – в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) в Дмитрове, трассу которого все равно пришлось сильно доработать под требования конкурса. Маршрут спроектировали в соответствии со всеми ГОСТами. Это была ювелирная работа – вписать в небольшой кусочек земли максимальное количество элементов дорожной инфраструктуры: светофоры с системой управления, имитацию железнодорожного переезда и тоннеля, круг, «лежачие полицейские», комплекс имитации движения пешеходов, который был разработан специально для конкурса. Предложенный участникам маршрут движения и время его прохождения сначала были смоделированы на цифровом двойнике трассы, а затем вживую опробован организаторами. «Мы с коллегами катались по полигону в течение примерно получаса. Честно скажу: темп, который мы предложили выдержать беспилотникам, не такой уж высокий – по знакомому маршруту мы обычно ездим быстрее, – говорит Константин Кайсин. – Но мы на себе почувствовали другую проблему: из-за высокой плотности элементов дорожной инфраструктуры необходимо постоянно быть максимально сконцентрированным. Уже через десять минут начинаешь уставать, отвлекаться и ненароком можешь и правила нарушить. А вот беспилотник усталости не знает». Еще одна задача, которую предстояло решить разработчикам, – это имитация других водителей, участников движения. Обычные машины для этого не годились: движение на одном участке с полностью автономными автомобилями считается повышенно опасным, поэтому требовалось обеспечить дополнительную защиту водителей. Нашли выход в союзе с раллийными командами: только в автомобили, участвующие в ралли, встроен необходимый каркас безопасности. Водители раллийных автомобилей выполнили действительно сложную работу: ехать с тяжелым спортивным сцеплением несколько часов в рваном неспешном режиме среди беспилотников реально трудно. Не обошлось и без неожиданностей: на некоторых спортивных машинах стояли прямоточные выхлопные системы, и облака выхлопных газов некоторые беспилотники детектировали как препятствия, которые не могли отсеять стандартные фильтры. Это является еще одной особенностью минусовой температуры на дорогах и, естественно, встречается повсеместно на территории России в зимнее время.

Штрафы

Следующей проблемой стали штрафы. Изначально организаторы взяли КоАП и все штрафы выписали оттуда, но прямо пересчитать рубли в штрафные минуты не получилось. Поэтому в итоге штрафы были сбалансированы с учетом экспертного мнения. Самыми тяжелыми нарушениями считались те, которые представляли потенциальную опасность жизни и здоровью человека, то есть выезд на полосу встречного движения и наезд на пешехода. За это полагались штрафные баллы, сразу лишающие шансов на победу. А основными погрешностями на испытаниях стали нарушение разметки, которую цепляли при повороте, и проезд на красный свет.

Как ни странно, одной из самых сложных задач для участников стало именно распознавание сигналов светофора, что в ближайшей перспективе беспилотникам и не понадобится. Дело в том, что с появлением на дорогах беспилотного транспорта светофоры начнут передавать свое состояние и по радиоканалу. Основная проблема на сегодняшний день – в выборе стандарта передачи. И если для людей оптическая передача оптимальна, то для беспилотных автомобилей – сплошные проблемы. В разное время суток бортовые видеокамеры определяют цвет светофора по-разному. Вечером в городе появляется много паразитных сигналов – начиная от световой рекламы и заканчивая уличным освещением. Опять же сложная задача – из всех сигналов, видимых системой при приближении к перекрестку, вычислить именно тот, который относится к твоей полосе движения. Для большинства участников проблема оказалась новой, и в команды приходилось включать дополнительных специалистов, которые занимались только проблемой распознавания светофоров. Тем не менее светофоры оказались самым большим источником штрафных баллов.

Кирилл Каем

Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»

«Адаптировать беспилотный транспорт к условиям русской зимы – одновременно и вызов, и важная задача, скоторой, как мы видим, сегодняшние конкурсанты успешно справились. Желаю не останавливаться на достигнутом в усовершенствовании своих разработок. Фонд "Сколково", в свою очередь, готов поддерживать подобные проекты и помогать им в развитии»

Команды-финалисты:

  • BaseTracK
  • МАДИ
  • НГТУ
  • StarLine
  • Авто-РТК

МАДИ (Москва)

«Мы пытаемся создать беспилотник, который бы ездил хотя бы на уровне хорошо подготовленного водителя. А так как человек 90% информации получает зрительно, мы делаем технический акцент на стереозрении, – говорит Никита Голубченко. – Однако сейчас мы не можем отказаться от лидара,и в "Зимнем городе" он применялся для определения препятствий».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Блондинка и ее законы Блондинка и ее законы

Вера Брежнева – о стереотипах, критике, домашнем хозяйстве и отношениях с мужем

Cosmopolitan
Дети редакции Дети редакции

Российский биолог, кажется, нашел повод изменить ДНК человеческого эмбриона

Популярная механика
Киоск у моря: как стать предпринимателем на Сицилии Киоск у моря: как стать предпринимателем на Сицилии

Екатерина Афонина рассказывает о покупке бара в глухой сицилийской деревне

Forbes
Многогранные таланты Многогранные таланты

Прошлый век оказался весьма щедрым на гениальные умы

Популярная механика
Холодный душ для базы данных Холодный душ для базы данных

Ожидания от повсеместного накопления больших данных могут не оправдаться

Эксперт
Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
Роберт Патинссон: «Моя главная слабость – это пиво» Роберт Патинссон: «Моя главная слабость – это пиво»

Какие у Роберта Патинссона дальнейшие планы и легко ли ему было быть танцором

GQ
Роботы – снайперы Роботы – снайперы

История роботов-снайперов и их применения

Популярная механика
Подарок Белоруссии. Зачем Москва безвозмездно передает Минску по $20 млн в год Подарок Белоруссии. Зачем Москва безвозмездно передает Минску по $20 млн в год

Безвозмездные квоты на вылов Белоруссией рыбы в Балтийском и Баренцевом морях

Forbes
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Что такое быстрый и медленный сон и как правильно спать? Что такое быстрый и медленный сон и как правильно спать?

Почему так важен крепкий продолжительный сон и как улучшить его качество

Cosmopolitan
Летающий мопед Летающий мопед

Автожиры: полет над вулканом и не только.

Популярная механика
Хитрые военные тактики: 9 исторических примеров Хитрые военные тактики: 9 исторических примеров

История — это не набор дат и фамилий, а в первую очередь опыт

Популярная механика
Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
Что вам нужно знать о Евгении Хитькове – совладельце баров «На вина!» в Москве Что вам нужно знать о Евгении Хитькове – совладельце баров «На вина!» в Москве

«ОПГ Добрых Дел» Евгения Хитькова

GQ
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Как пользоваться швейной машинкой правильно — учимся шить с нуля Как пользоваться швейной машинкой правильно — учимся шить с нуля

Понятная и простая инструкция по использованию швейной машинки

Cosmopolitan
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Фитнес-курс на весну Фитнес-курс на весну

Как быстрее скинуть лишний вес, набранный за зиму

Худеем правильно
Созвездие рекламы Созвездие рекламы

Почему разработчики ионных двигателей занялись проектом космической рекламы

Популярная механика
Эпизод четвертый: стигматы, мессии и религиозная эротика Эпизод четвертый: стигматы, мессии и религиозная эротика

Мессии, стигматы, три Марии и как записаться на обряд крещения к папе римскому

Esquire
Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
«Скандал»: блондинки начинают и выигрывают «Скандал»: блондинки начинают и выигрывают

Какую обычно реакцию вызывает обвинение в харрасменте?

Psychologies
Пит-стоп в невесомости Пит-стоп в невесомости

Когда автомобиль парит в воздухе, сложно справиться даже с закручиванием гайки

Популярная механика
5 неожиданных вещей, которые спровоцировали массовые бунты 5 неожиданных вещей, которые спровоцировали массовые бунты

Первопричины бунтов могут быть крайне нелепыми

Maxim
Шестое поколение Шестое поколение

За сетями 5G уже проступают контуры следующего поколения связи

Популярная механика
Красавица-каннибал: Омайма Нельсон — модель, ставшая убийцей Красавица-каннибал: Омайма Нельсон — модель, ставшая убийцей

Омайма Нельсон из Египта убила своего мужа хладнокровно и с особой жестокостью

Cosmopolitan
Нежные машины Люси Макрай Нежные машины Люси Макрай

Человек обречен на одиночество, но его утешат механические объятья

Популярная механика
«Соня из 7-го Буээ» Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека — рэп-комикс о буллинге «Соня из 7-го Буээ» Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека — рэп-комикс о буллинге

Это рэп-комикс о буллинге, настоящая поэма, высмеивающая школьные порядки

Esquire
Открыть в приложении