Эти люди разрабатывают беспилотные автомобили, пригодные для российского климата

Популярная механикаHi-Tech

Зимний город

Обычно беспилотные автомобили тестируются в прекрасных погодных условиях – например, в Калифорнии, где солнечно, видна разметка, нет снега. В России почти всегда плохая погода, снег, дождь и неидеальные дороги.

И если мы не начнем делать транспортные средства под эти реалии, то из Калифорнии они до нас доберутся очень нескоро. «Поэтому был взят сегмент, характерный именно для России», – говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great. Технологический барьер конкурса «Зимний город» устанавливали исходя не из текущего уровня техники, а из того, что действительно потребуется, чтобы беспилотный автомобиль вышел на дорогу. Беспилотник должен справляться с любой дорожной ситуацией не хуже среднего водителя. Именно на этот уровень и ориентировались, разрабатывая условия конкурса.

Александр Повалко

Генеральный директор РВК

«"Зимний город" это не конкурс транспортных средств, это соревнование интеллектуальных ресурсов команд, сложнейших технологий машинного зрения, алгоритмов распознавания и обработки сигналов. Участвовать в конкурсе —это значит принять очень серьезный вызов, на такое способен далеко не каждый. Все команды продемонстрировали высокий уровень подготовки и продолжат доработку своих технических решений, а мы окажем им необходимую поддержку»

Трасса

Стандартный профиль поездки из ближайшего Подмосковья в Москву – это 50 км за 3 часа: по статистике, водитель в среднем проезжает около 25 км по загородным трассам, 20 км по городу и еще 5 км простаивает в городских пробках. Однако проводить испытания беспилотного транспортного средства на дорогах общего пользования без оператора запрещено. В России для этого есть всего один подходящий сертифицированный полигон – в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) в Дмитрове, трассу которого все равно пришлось сильно доработать под требования конкурса. Маршрут спроектировали в соответствии со всеми ГОСТами. Это была ювелирная работа – вписать в небольшой кусочек земли максимальное количество элементов дорожной инфраструктуры: светофоры с системой управления, имитацию железнодорожного переезда и тоннеля, круг, «лежачие полицейские», комплекс имитации движения пешеходов, который был разработан специально для конкурса. Предложенный участникам маршрут движения и время его прохождения сначала были смоделированы на цифровом двойнике трассы, а затем вживую опробован организаторами. «Мы с коллегами катались по полигону в течение примерно получаса. Честно скажу: темп, который мы предложили выдержать беспилотникам, не такой уж высокий – по знакомому маршруту мы обычно ездим быстрее, – говорит Константин Кайсин. – Но мы на себе почувствовали другую проблему: из-за высокой плотности элементов дорожной инфраструктуры необходимо постоянно быть максимально сконцентрированным. Уже через десять минут начинаешь уставать, отвлекаться и ненароком можешь и правила нарушить. А вот беспилотник усталости не знает». Еще одна задача, которую предстояло решить разработчикам, – это имитация других водителей, участников движения. Обычные машины для этого не годились: движение на одном участке с полностью автономными автомобилями считается повышенно опасным, поэтому требовалось обеспечить дополнительную защиту водителей. Нашли выход в союзе с раллийными командами: только в автомобили, участвующие в ралли, встроен необходимый каркас безопасности. Водители раллийных автомобилей выполнили действительно сложную работу: ехать с тяжелым спортивным сцеплением несколько часов в рваном неспешном режиме среди беспилотников реально трудно. Не обошлось и без неожиданностей: на некоторых спортивных машинах стояли прямоточные выхлопные системы, и облака выхлопных газов некоторые беспилотники детектировали как препятствия, которые не могли отсеять стандартные фильтры. Это является еще одной особенностью минусовой температуры на дорогах и, естественно, встречается повсеместно на территории России в зимнее время.

Штрафы

Следующей проблемой стали штрафы. Изначально организаторы взяли КоАП и все штрафы выписали оттуда, но прямо пересчитать рубли в штрафные минуты не получилось. Поэтому в итоге штрафы были сбалансированы с учетом экспертного мнения. Самыми тяжелыми нарушениями считались те, которые представляли потенциальную опасность жизни и здоровью человека, то есть выезд на полосу встречного движения и наезд на пешехода. За это полагались штрафные баллы, сразу лишающие шансов на победу. А основными погрешностями на испытаниях стали нарушение разметки, которую цепляли при повороте, и проезд на красный свет.

Как ни странно, одной из самых сложных задач для участников стало именно распознавание сигналов светофора, что в ближайшей перспективе беспилотникам и не понадобится. Дело в том, что с появлением на дорогах беспилотного транспорта светофоры начнут передавать свое состояние и по радиоканалу. Основная проблема на сегодняшний день – в выборе стандарта передачи. И если для людей оптическая передача оптимальна, то для беспилотных автомобилей – сплошные проблемы. В разное время суток бортовые видеокамеры определяют цвет светофора по-разному. Вечером в городе появляется много паразитных сигналов – начиная от световой рекламы и заканчивая уличным освещением. Опять же сложная задача – из всех сигналов, видимых системой при приближении к перекрестку, вычислить именно тот, который относится к твоей полосе движения. Для большинства участников проблема оказалась новой, и в команды приходилось включать дополнительных специалистов, которые занимались только проблемой распознавания светофоров. Тем не менее светофоры оказались самым большим источником штрафных баллов.

Кирилл Каем

Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»

«Адаптировать беспилотный транспорт к условиям русской зимы – одновременно и вызов, и важная задача, скоторой, как мы видим, сегодняшние конкурсанты успешно справились. Желаю не останавливаться на достигнутом в усовершенствовании своих разработок. Фонд "Сколково", в свою очередь, готов поддерживать подобные проекты и помогать им в развитии»

Команды-финалисты:

  • BaseTracK
  • МАДИ
  • НГТУ
  • StarLine
  • Авто-РТК

МАДИ (Москва)

«Мы пытаемся создать беспилотник, который бы ездил хотя бы на уровне хорошо подготовленного водителя. А так как человек 90% информации получает зрительно, мы делаем технический акцент на стереозрении, – говорит Никита Голубченко. – Однако сейчас мы не можем отказаться от лидара,и в "Зимнем городе" он применялся для определения препятствий».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Как составить самому себе эффективный план тренировок: 5 главных правил Как составить самому себе эффективный план тренировок: 5 главных правил

Такой подход к тренировкам увеличит шансы на заметный прогресс

Playboy
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
История одной фотографии: Маргарет Кин доказывает авторство своих картин, 1970 год История одной фотографии: Маргарет Кин доказывает авторство своих картин, 1970 год

Ее бывший муж, присвоивший себе авторство, даже не пришел

Maxim
Меч викингов Меч викингов

Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механика
Их союз выдержал испытание Их союз выдержал испытание

Мы можем дружить годами и семьями, а потом происходит что-то и связь обрывается

Psychologies
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Очень полезная fishka Очень полезная fishka

Лучшее время для рыбной диеты – зима

Лиза
Пит-стоп в невесомости Пит-стоп в невесомости

Когда автомобиль парит в воздухе, сложно справиться даже с закручиванием гайки

Популярная механика
Самые дорогие породы собак в мире — от азавака до тибетского мастифа Самые дорогие породы собак в мире — от азавака до тибетского мастифа

Какую собаку ты бы себе выбрал?

Playboy
Подумай хорошенько Подумай хорошенько

Как нейросети читают мысли

Популярная механика
Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа» Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа»

Первый фильм мегаломанского проекта «Дау» показали на Берлинском фестивале

РБК
Царь-птица Царь-птица

К этим гордым и боевым птицам мы относимся с поразительным пренебрежением

Популярная механика
Как понять, что ты нравишься девушке: 19 признаков, что ответ «да» Как понять, что ты нравишься девушке: 19 признаков, что ответ «да»

По этим признакам ты сможешь узнать, взаимна ли твоя симпатия

Playboy
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Cекс-эрудит, колесо страсти и еще 28 самых горячих секс-игр Cекс-эрудит, колесо страсти и еще 28 самых горячих секс-игр

Секс — это весело!

Cosmopolitan
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
И жили они недолго и несчастливо: как мечты об идеальном браке рушат семьи И жили они недолго и несчастливо: как мечты об идеальном браке рушат семьи

Бессмысленно спорить о том, нужен ли брак современной женщине

Cosmopolitan
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
«Ковен дур». Новые романы и рассказы участниц литературного стендапа «Ковен дур». Новые романы и рассказы участниц литературного стендапа

Рассказы четырех молодых писательниц

СНОБ
Нежные машины Люси Макрай Нежные машины Люси Макрай

Человек обречен на одиночество, но его утешат механические объятья

Популярная механика
«Люди бывают страшнее, чем сколопендры» «Люди бывают страшнее, чем сколопендры»

Актриса Наталья Бардо о том, как психолог помог ей по-новому взглянуть на жизнь

OK!
Роботы – снайперы Роботы – снайперы

История роботов-снайперов и их применения

Популярная механика
Синяк – не пустяк Синяк – не пустяк

Почему гематомы появляются без видимых причин и когда нужно обратиться к врачу

Лиза
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Черногорская революция и предательство России Черногорская революция и предательство России

О вступлении в НАТО и «попытке государственного переворота» с участием россиян

Русский репортер
Летающий мопед Летающий мопед

Автожиры: полет над вулканом и не только.

Популярная механика
Метро не только для русских Метро не только для русских

Как мигрант отсудил миллион у националиста

Русский репортер
Шестое поколение Шестое поколение

За сетями 5G уже проступают контуры следующего поколения связи

Популярная механика
«Я не насильница»: экс-возлюбленная принца Гарри оставила послание перед смертью «Я не насильница»: экс-возлюбленная принца Гарри оставила послание перед смертью

Родные Кэролайн Флэк обнародовали ее эмоциональные признания

Cosmopolitan
Открыть в приложении