Главная труба ЦАГИ
Чем трансзвуковой аэродинамический комплекс Т-128 привлекает производителей самолетов и ракет со всего мира.
Почти каждый аппарат, что создается в нашей стране, способный подняться в небо или даже выше, проходит через Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). На территории научно-испытательного комплекса в подмосковном Жуковском находится более 60 аэродинамических труб и газодинамических установок, многие из которых уникальны. В них можно смоделировать условия полета практически при любых условиях – как на малых, немногим быстрее обычного ветра, скоростях, так и на совершенно умопомрачительных, в 25 раз превышающих скорость звука в атмосфере.
Лицо Жуковского
Самое большое впечатление на неискушенных посетителей обычно производит установка Т-101 – самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе и вторая в мире по размерам рабочей части (той, где находятся объекты испытаний). Оно и понятно – монструозное сопло сечением 24 х 14 м, через которые два вентилятора общей мощностью 30 МВт прогоняют со скоростью до 52 м/с ревущий воздушный поток, мало кого оставят равнодушным. В «сто первой» испытывают не только модели, но и реальные самолеты и вертолеты – в ее рабочей части помещаются аппараты с длиной фюзеляжа до 30 м и размахом крыльев до 18.
Но специалисты обращают внимание не только на размеры. «Лицо института, да и всего города Жуковского – это трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128», – считает заместитель начальника отделения аэродинамики силовых установок ЦАГИ, профессор, заведующий кафедрой факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ Сергей Босняков. Пусть не такая большая, как «сто первая», эта установка может похвастаться не меньшим количеством рекордов в своем классе. И уж точно куда большей научной и практической значимостью. В свое время ее постройка вывела нашу страну на лидирующие позиции в авиакосмической индустрии, позволив кардинально – втрое, как оценивают специалисты – расширить фронт экспериментальных исследований в области аэродинамики.
На трансзвуке
«Наша Т-128 – крупнейшая в Восточном полушарии трансзвуковая аэродинамическая труба переменной плотности с компрессорным приводом», – с гордостью рассказывает начальник лаборатории отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Антон Горбушин. Столь громоздкое определение отражает, как много уникальных технических решений и инновационных подходов было заложено в установку при ее создании. Впервые о Т-128 задумались еще в 1950-х, но проекту долго не давали ход. В окружении тогдашнего первого секретаря Никиты Хрущева считали, что развивать авиацию необязательно, а главное – строить ракеты. Но пару десятилетий спустя стало понятно, что трубу все же необходимо строить, иначе отстанем от Америки с Европой.
Первый пуск компрессорной установки – «сердца» Т-128 – состоялся в декабре 1982 года, а официальной датой рождения аэродинамической трубы считается 1983 год. «До настоящего времени еще не использованы все ее экспериментальные возможности, заложенные в проект», – говорит Горбушин.
Трансзвуковых установок – то есть таких, в которых создается воздушный поток с числами Маха в районе 0,8–1,2, что примерно соответствует сверхзвуковым скоростям до 1400 км/ч, – в мире всего 11 штук. Только две из них имеют рабочие части большего размера, чем Т-128 – это 16-футовая (4,88 х 4,88 м) труба в научно-исследовательском центре им. Арнольда (AEDC) и 11-футовая (3,35 х 3,35 м) центра имени Эймса в NASA. Но все они, включая вышеупомянутые, куда более старой постройки, примерно 1950–1960-х годов. Т-128, при сравнимой рабочей части размерами 2,75 х 2,75 м, куда более современная и технологически продвинутая. Кроме того, в 2008 году инженеры и разработчики ЦАГИ провели глубокую ревизию ее измерительного и технологического оборудования. Позднее были модернизированы системы охлаждения воздуха, смазки подшипников компрессора