В ответе за тех, в кого вложили
Банк России призвал институциональных инвесторов к ответственности и более активному участию в жизни эмитента, разработав для них специальный кодекс. Но это сработает лишь при встречном движении – со стороны как эмитентов, так и государства
Недружественные иностранцы до 2022 г. составляли основной пул институциональных инвесторов, вкладывавших капитал в российские публичные компании. Когда эту часть нерезидентов от рынка отрезали, вопрос взращивания институционалов внутри страны встал остро. Роль инвестора-институционала состоит не только во вложении средств, а в проактивном участии в корпоративной жизни эмитента для повышения его акционерной стоимости. Российские институционалы, признает Банк России, в этом вопросе пассивны. В этой связи ЦБ разработал кодекс ответственного инвестирования для банков, страховщиков, управляющих компаний, НПФ и др.
Пассивные инвесторы
Ответственное инвестирование, помимо того что оно должно соблюдать баланс между надежностью и доходностью, также подразумевает проактивный подход к взаимодействию с обществами, говорится в информационном письме ЦБ. Это значит активное участие в деятельности эмитентов для содействия их устойчивому развитию и повышению инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе.
Среди российских институционалов сейчас преобладает пассивная позиция в части корпоративного управления, пишет ЦБ. Их участие часто ограничивается голосованием при принятии решений общим собранием акционеров, а также взаимодействием по конкретным вопросам при возникновении существенных корпоративных событий. Инвесторы, как правило, не выдвигают кандидатов в органы управления, не предлагают вопросы для внесения в повестку дня годового заседания общего собрания. Отмечаются также случаи полного отказа от участия в управлении эмитента в случае незначительной доли владения институционалов в его уставном капитале.
В практике крупнейших зарубежных управляющих компаний (УК) участие в жизни эмитента является базовым условием, без которого невозможно надлежащее выполнение фидуциарных обязанностей перед клиентами, пишет ЦБ. УК заявляют о стремлении к конструктивному диалогу и долгосрочному взаимодействию с эмитентами, в ценные бумаги которых инвестируют их клиенты, а также к участию в корпоративном управлении вне зависимости от доли владения.
Именно институциональные инвесторы обычно способны настаивать на повышении качества корпоративного управления, тогда как розничные являются бенефициарами их усилий, говорит президент НАУФОР Алексей Тимофеев. Ранее дисциплинирующую эмитентов роль играли нерезиденты, потом их заместили российские розничные инвесторы. К сожалению, говорит Тимофеев, российские институционалы не обладают значительным влиянием – НПФ инвестируют в акции очень мало, а индустрия открытых паевых инвестфондов, инвестирующая в акции много, сама по себе мала.