«Полимат»
История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг
Иногда шутка про сына маминой подруги — совсем не шутка. Когда речь заходит о «людях эпохи Возрождения», обычно вспоминают Леонардо да Винчи, который был талантлив и как естествоиспытатель, и как художник, Но их в нашей истории, естественно, было (и есть) намного больше. В книге «Полимат: История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Татьяной Лисицыной, историк культуры и медиевист Питер Берк рассказывает, что мы знаем о полиматии и людях, которые подходят под это определение. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным людям эпохи Ренессанса, сумевшим прославиться благодаря энциклопедическим знаниям сразу в нескольких научных дисциплинах.
Ученые
Совсем немногие из упомянутых до сих пор «людей Возрождения» могут считаться полиматами в строгом смысле слова. Однако в рассматриваемый период в Европе не было недостатка в разносторонних ученых, которых в то время называли «многознающими» (multiscius — прилагательное, использовавшееся испанским гуманистом Хуаном Луисом Вивесом) или «людьми многих познаний», multiplex scientia, как писал биограф голландского гуманиста Рудольфа Агриколы. Мы уже видели, что для того, чтобы быть ученым-гуманистом и преподавать в университете, требовалось владеть как минимум пятью дисциплинами. Эразм Роттердамский, самый знаменитый гуманист, также прекрасно разбирался в филологии и теологии. Однако продвигаться дальше в исследованиях он не хотел и напоминал своим читателям, что Сократ критиковал интерес к «тем наукам, что не являются необходимыми», в частности к астрологии и геометрии, считая, что должный объект для изучения — это человек. Говоря словами благожелательно настроенного историка, Эразм только «стремился к чему-то типа полиматии».
Другие гуманисты были более активными и следовали примеру Аристотеля, а не Сократа. Например, Филипп Меланхтон, которого теперь помнят как теолога и ближайшего виттенбергского соратника Лютера, изучал и преподавал не только риторику и греческий язык, но и математику, астрономию, астрологию, анатомию и ботанику.
Особенно стремился к универсальности знаний Джованни Пико делла Мирандола. Он знаменит своей «Речью о достоинстве человека» (Oratio de Hominis Dignitate, 1486), своего рода манифестом ренессансного гуманизма, но его интересы простирались гораздо дальше. Когда ему было всего двадцать три года, в 1486 году, он собирался публично защитить в Риме 900 тезисов — «диалектических, моральных, физических, математических, метафизических, теологических, магических и каббалистических», но эта защита так и не состоялась. Пико утверждал, что математика есть «метод изучения всего, что может быть познано» (via ad omnis scibilis investigationem).
Он выучил иврит, арамейский и арабский языки и был особенно увлечен тайной еврейской традицией каббалы, которую он «впустил... в христианский мир». Его интересовала не только каббалистическая мистика, но и использование еврейских букв и слов в магических целях — этот метод Пико сравнивал с комбинаторикой Раймунда Луллия.
В памфлете Эразма «Цицеронианец» (Ciceronianus, 1528) один из персонажей описывает Пико как «всестороннего человека» (ingenium ad omnia factum), в то время как в жизнеописании, написанном племянником Пико, он выведен как один из «людей, которые являются знатоками в любой науке» (viri omni disciplinarum genere consumatissimi). Как мы увидим в дальнейшем, полиматы позднейших эпох и их почитатели часто говорили о Пико как о примере для подражания.
Не стоит видеть в Пико делла Мирандола человека, который шел наперекор традиции. Его 900 тезисов начинаются с шестнадцати умозаключений «согласно Альберту» — то есть Альберту Великому, «универсальному доктору». Также в них есть ссылки на Ибн Рушда, Ибн Сину и аль-Фараби. Интеллектуальный турнир, который Пико предложил устроить в Риме, следовал средневековому образцу принятых в Пражском и других университетах диспутов под названием