Вагон наличных
Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках.
Последние три года основателя Cashwagon Максима Чернущенко не застать в Москве — большую часть времени он проводит в Сингапуре. Оттуда летает во Вьетнам, Малайзию, на Шри-Ланку, Филиппины, в Индонезию — в страны, где работает его финтех-стартап Cashwagon, которым пользуются 7 млн зарегистрированных пользователей в Юго-Восточной Азии. В 2019 году на микрозаймах для условных водителей «тук-туков», неискушенных в финансовых инструментах, стартап заработал $90 млн выручки. Как российские технологии упрощают жизнь иностранцам и ради чего банкир бросил высокооплачиваемую работу в России?
Максим Чернущенко делит свою жизнь на две, в первой он мечтал стать ученым: выпускник саратовской физматшколы получил диплом МФТИ и ученую степень в Дартмутском колледже (США). Там же в конце 1990-х началась его вторая жизнь: американская бизнес-школа открыла Чернущенко двери в банковскую сферу. В 1998 году он пришел в американский банк Capital One, который работал без отделений и стал прототипом для банка «Тинькофф». В 2002 году вернулся в Россию, работал в «Русском стандарте», Инвестсбербанке, «Трасте», МТС Банке, Банке-Т. «Занимался в основном развитием розничного кредитования и цифрового банкинга», — рассказывает Чернущенко. В 2014 году топ-менеджера пригласили во Вьетнам, где он возглавил подразделение розничного кредитования VP Bank, основанного в 2010-м. А спустя полгода возглавил компанию Infinto, входящую в финансовый холдинг Finstar миллиардера Олега Бойко. Изучив, как работает микрокредитование в Азии, через два с половиной года банкир задумался о собственном проекте. «Возможности, которые давали азиатские рынки розничного кредитования, были и остаются совершенно уникальными. Это как в России 20 лет назад, нельзя не воспользоваться», — уверяет банкир.
В конце апреле 2017-го Чернущенко решил протестировать идею: на свои сбережения (около $1 млн) запустил мобильное приложение Cashwagon для онлайн-выдачи кредитов без участия банков. Программистов нашел в России, идею решил протестировать на Шри-Ланке. По его словам, у 90% местных жителей, в отличие от других стран Азии, есть банковские счета — выдавать кредиты и обкатывать технологию здесь проще, чем на других рынках. Финансовый партнер на Шри-Ланке нашелся благодаря контактам предпринимателя с прежнего места работы.