Подъем по тревоге
Как перестать волноваться о глобальных проблемах и надвигающемся конце света? Следите за собой, предлагает Андрей Подшибякин.
Ситуация на Ближнем Востоке достигла пика напряженности, коронавирус собирает свою кровавую жатву, правительство ушло в отставку, зимой нет снега, часы апокалипсиса показывают апокалипсис. И это только первый месяц 2020 года. Доминирующим эмоциональным фоном мировых сводок новостей стала сдержанная истерика, фоном соцсетей — просто истерика. Всякому здравомыслящему человеку очевидно, что планета несется прямой наводкой в ад. Менее здравомыслящие люди запрещают китайцам доступ в хинкальные, почему-то требуют воздержаться от употребления бананов и распространить памятку о недопустимости вторжения зараженных вирусом азиатских биороботов. Даже не обладая эсхатологическим складом ума, трудно сохранить нейтральную позицию — перед глазами вечно маячат интерактивные карты с разрастающимися красными пятнами очагов заражения, из каждого экрана кривится Грета Тунберг, за соседним столом в ресторане кто-то подозрительно кашляет.
Действие повести Уоррена Эллиса Normal происходит в дурдоме для футурологов — перед читателем проносится абсолютно гоголевская галерея персонажей, каждый из которых проповедует собственную уникальную версию конца света. Ни одна из них, впрочем, другой не противоречит — скорее дополняет: глобальное потепление, переполнение канализационных коллекторов с неизбежным и скорым крахом инфраструктуры крупных городов, кибератака на мировую финансовую систему и так далее. Футурологи у Эллиса выглядят шизофрениками — многим кажется, что за ними следит рой дронов, принявший форму человека. Что тут поделаешь — такова специфика фантастики, по определению завирального жанра. К которому, скорее всего, относятся глобальное потепление с коронавирусом. Тьфу на них. Выдумки теневого мирового правительства, чтобы отвлечь внимание трудящихся от очередного передела мира.
Алармисты всегда со стороны кажутся немного сумасшедшими — прежде всего потому, что планета пока еще крутится вокруг чего надо, города не лежат в руинах и не погребены под трехметровым слоем конского навоза (от этого на полном серьезе предостерегали футурологи сто лет назад, в эпоху гужевого транспорта), из земли исправно хлещет нефть, а по телевизору показывают смешной стендап про жену. По этой причине любая потенциально апокалиптическая ситуация вызывает не только наморщенные брови дикторов телевидения, но и всплеск не очень смешного интернет-юмора, являющегося компенсаторной реакцией на неумолимую поступь перманентного конца света. В этом нас с вами можно понять: сейчас уже мало кто помнит, например, международную панику по поводу сбоя компьютеров в новогоднюю ночь 2000 года или истерики из-за окончания календаря майя — а ведь это были мощнейшие информационные поводы, лишившие покоя и сна миллионы людей. Компьютеры в итоге как-то справились с четырехзначными числами, майя напутали с календарем, ничего страшного не произошло,