Сказка о царевне
Художница из Петербурга Юлдус Бахтиозина заставила Европу полюбить кокошники. Теперь настал черед соотечественников.
В 2014 году Юлдус Бахтиозина вышла на главную сцену конференции TED в кокошнике — выступление первого на этом форуме российского спикера о том, как фотография ломает стереотипы о нации, собрало полтора миллиона просмотров. С тех пор художница стала неофициальным амбассадором славянской эстетики в Европе: ее царевны в фантазийных кокошниках мелькали на страницах итальянского Voguе, а в январе ожили в перформансе-сказке про сестер-иммигранток «Аиша и Абхая» на сцене лондонского Royal Opera House. «Ко мне пришел режиссер с мудбордом, состоявшим из моих фотографий, — рассказывает 33‑летняя Юлдус. — Он поставил передо мной задачу создать образы для его сказки, привнеся свой стиль повсюду: от костюма до макияжа».
Юлдус училась фотографии и дизайну в Англии, ее бельгийские выставки устраивает Джоанна де Вос, директор и куратор выставок Яна Фабра и Марины Абрамович. Но работает художница в родном Петербурге. Там же весной пройдет закрытый показ ее первого полнометражного фильма «Дочь рыбака» — истории о девушке, которая попадает в мир царевен и в конце обретает себя. По версии Юлдус, царевны обитают в волшебных, но пропитанных бюрократией учреждениях — с картотеками и очередями. В роли сказочного проводника — модель агентства Oldushka Валентина Ясень. Бахтиозина отдает дань уважения классическим советским киносказкам по-своему: вместо леса и бутафорских избушек, как в фильме «Морозко» Александра Роу, — интерьеры советских бассейнов и присутственных мест. Кажется, после «Русских вопросов» Владислава Мамышева-Монро никому еще не удавалось так ловко смешивать традиции и иронизировать над стереотипами о российской культуре. При этом «Дочь рыбака» — не видео-арт, не сюр без начала и конца, а вполне жанровый фильм, с четким сюжетом, с завязкой и кульминацией — но для визуально восприимчивого зрителя.