Танцуй со мной
Чтобы поговорить о любви на сцене и в реальной жизни, мы назначили встречу в Музее-квартире Галины Улановой двум балеринам–приме Большого Екатерине Шипулиной и ее маме, легендарной приме (а сегодня педагогу) МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко Людмиле Шипулиной.
Grazia: Еще до начала разговора Людмила Валентиновна рассказала нам, что за последние пять лет ее представления о любви сильно изменились.
Екатерина Шипулина: Рассказывай, что для тебя любовь сегодня?
Людмила Шипулина: Вы будете мной разочарованы, но ни-че-го. Каждый день благодарю бога за то, что не послушала никого, кто говорил мне: «Заведешь детей – загубишь карьеру». А я твердо решила, что буду рожать. Все были удивлены. Так вот дочек, внуков, мужа и своих собак я обожаю. Может быть, это и есть любовь? Такие эмоции надо испытывать и к себе, но этим похвастаться не могу.
Grazia: В чем это проявляется?
Е.Ш.: Я знаю! Единственный человек, на которого маме всегда не хватает времени, – она сама. Ее артисты, замученные бесконечными репетициями, всегда на первом месте.
Л.Ш.: Потому что я не умею говорить «нет». А любовь… Я ее всем желаю, но сама не знаю, что это такое. Два раза была замужем, но так и не поняла до конца. (Смеется.)
Е.Ш.: Мне кажется, что в этом процессе всегда участвуют двое. И тебе не нужно никого из себя строить, ничего изображать – ты нравишься со всеми недостатками.
Grazia: В каком балете вам приходилось играть самую сложную сцену любви?
Л.Ш.: В каждом спектакле она разная: страстная, роковая, нежная. И в каждой есть своя сложность.
Е.Ш.: Для меня актерски нет различий в сложности партий. Но очень много зависит от партнера. Насколько он отзывчив, насколько вместе вы сочетаетесь и можете взаимодействовать, стать единым целым. Все-таки если вы существуете в параллельных мирах, то найти контакт будет очень трудно. Не до любви.
Л.Ш.: У меня такого никогда не было. Я любого партнера, даже деревяшку, заставляла на сцене влюбляться.
Е.Ш.: Может быть, потому, что вам тогда не приходилось так часто меняться партнерами, как нам сейчас? Многие пары танцевали вместе годами.
Л.Ш.: Может быть, но всех принцев я в прямом смысле выносила на себе. Теперь они работают по всему миру. И наверное, дарят любовь другим. Кстати, в свое время мы очень сильно по этому поводу ругались с моим мужем (танцовщиком Виктором Диком. –