Ахиллесова пята: как даже «умный шагомер» может превратиться в дьявола
Один из популярнейших авторов в мире, специалист по поведенческому дизайну Нир Эяль в своей новой книге «Неотвлекаемые. Как управлять своим вниманием и жизнью» вскрывает особенности человеческой психики, которые побуждают нас отвлекаться и объясняет, почему нельзя решить эту проблему, просто отказавшись от технических устройств
Какие возможности открылись бы перед вами, если б вы всегда осуществляли свои намерения? Чего бы вы достигли, если б умели сохранять сосредоточенность? Как много смогли бы успеть, если б вы обладали способностью ни на что не отвлекаться?
Один из популярнейших авторов в мире, бывший преподаватель Стэнфордского университета, специалист по поведенческому дизайну и автор бестселлера «На крючке» Нир Эяль в своей новой книге показывает, где у отвлечения находится ахиллесова пята. Он выявляет особенности человеческой психики, которые побуждают нас отвлекаться, объясняет, почему нельзя решить эту проблему, просто отказавшись от технических устройств, и, главное, рассказывает, как человеку все-таки делать то, что ему нужно делать. С разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер» Forbes Life публикует главу из книги.
На конференции TEDx профессор Йельской школы менеджмента Зоэ Чанс, получившая докторскую степень в Гарварде, выступила перед переполненным залом с ошеломляющим откровением: «Сегодня я выложу все начистоту, впервые расскажу эту историю без прикрас, во всех ее неприглядных подробностях. В марте 2012 года... я приобрела устройство, которое вскоре начало разрушать мою жизнь».
В Йельском университете Чанс обучала будущих руководителей секретам воздействия на поведение потребителя. Ее курс назывался «Искусство влиять и убеждать», и все-таки, призналась Чанс, она сама оказалась незастрахованной от манипуляций. То, что она задумала как исследование, превратилось в настоящую одержимость.
Началось все с того, что Чанс наткнулась на один продукт — типичный образец применения тех самых убеждающих приемов, которым она обучала у себя на лекциях. Вот что она мне рассказывала: «Мы всё повторяли: „Ах, как здорово! Эти ребята просто гении. Не упустили ни единого из способов мотивации, которые могут прийти на ум«».
Естественно, Чанс решила непременно опробовать этот продукт и вызвалась быть первым подопытным кроликом в своем эксперименте. Она и представить не могла, что ее ожидает. «Я в самом деле ну никак не могла остановиться и только спустя долгое время осознала, что это серьезная проблема», — вспоминает она.
Легко понять, почему Чанс так долго не признавала очевидного. Продукт, к которому она так пристрастилась, — это были не таблетки и не наркотик; это был шагомер. Точнее, «умный шагомер» Striiv, разработанный стартапом из Кремниевой долины, которому тогда был год от роду. Striiv отнюдь не обычный шагомер, сразу добавляет Чанс. «Его позиционируют как „персонального тренера у вас в кармане», — рассказывает она. — Нет! У вас в кармане поселится сам Сатана!»
Striiv, чьи основатели в прошлом занимались разработкой видеоигр, посредством тактики поведенческого дизайна вынуждает потребителей увеличивать физическую активность. Владельцам шагомера предлагают довольно сложные задания и дают очки за ходьбу. Они могут соревноваться с другими пользователями и следить за своим рейтингом, который отображается в таблице победителей, вроде турнирной. Кроме того, счетчик шагов связан с мобильным приложением MyLand, в котором пользователи имеют возможность обмениваться очками и создавать виртуальные миры в интернете.
Очевидно, Чанс была словно околдована всеми этими уловками. В какой-то момент она обнаружила, что ходит беспрерывно, стремясь накопить шаги и очки. «Я приходила домой и, пока ела, или читала, или ела и читала одновременно, или пока мой муж пытался со мной поговорить, все ходила и ходила по кругу: гостиная — кухня — столовая — гостиная — кухня — столовая...»
К сожалению, вся эта ходьба не прошла бесследно. Чанс все меньше времени проводила с родными и друзьями.
«Единственным человеком, с которым я в то время сблизилась, — признаётся она, — был мой сослуживец Эрнест: у него тоже был Striiv, так что мы могли давать друг другу задания и соревноваться».