Почему в России так и не началась цифровая революция
Результаты опросов сотрудников российских компаний показывают, что реальные результаты в цифровизации бизнеса сильно отличаются от той оптимистической картины, которую создают публикации в СМИ и доклады на экономических форумах
Цифровая трансформация, диджитализация, цифровизация — эти термины прочно закрепились в умах руководителей. Они часто встречаются в программах экономических форумов и конференций, в профильных и федеральных СМИ, названиях семинаров и воркшопов. Однако реальных кейсов в этой области мало, а в отдельных отраслях нет совсем, поэтому оценить реальную картину цифровизации в России достаточно сложно. При этом никто не станет спорить о том, что в ближайшей перспективе «цифровые» изменения будут существенно менять бизнес и общество.
Проверенные методики цифровой трансформации отсутствуют. Что-то пытаются сформулировать консультанты, что-то на практике пробуют применять сами управленцы внутри компаний, но общепринятых подходов и принципов пока нет. К настоящему моменту многим стало понятно, что трансформация включает не только технологические преобразования, но и прежде всего культурные. Каждая компания — это абсолютно уникальный организм, со своей бизнес-моделью, корпоративной культурой и клиентами. Осознание цифровой трансформации как многофакторного процесса изменений требует гораздо больше времени и ресурсов, чем казалось. На совещаниях в корпорациях и в кулуарах оценки топ-менеджмента зачастую оказываются очень различны.
Согласно последним исследованиям глубины проникновения цифровой трансформации в российских компаниях из 15 отраслей, таких как IT, банковский сектор и финансы, издательский бизнес и СМИ, индустрия развлечений и т.д., картина выходит далеко не столь оптимистичной, как это следует из бесконечных докладов и публикаций. Важно, что в опросах приняли участие более 700 человек, причем как топ-менеджеры компаний и руководители подразделений, так и менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники.
По факту, только 34,4% из этих компаний имеют разработанную стратегию цифровой трансформации или уже внедряют ее. Остальные 65,6% либо планируют развивать это направление в будущем (26,6%), либо только изучают информацию по данной теме (29,7%), либо вовсе не собираются переводить структуру на цифровые рельсы (9,4%).
Уровень прогресса цифровой трансформации в своей компании больше половины опрошенных оценили по десятибалльной шкале на 1—5 баллов; оценки «8», «9» и «10» поставили лишь 16% респондентов. Интересно, что топ-менеджмент оценивал использование цифровых технологий в работе компании выше рядовых сотрудников и чаще ставил своей компании отметку «8», в то время как специалисты на более низких должностях ставили в основном «5». Это может указывать на необоснованный оптимизм менеджерами высшего звена, либо того, что персонал не в курсе всех проектов и стратегий