Почему игра Star Citizen рискует не добраться до финального релиза?

РБКБизнес

Космический долгострой

Культовый геймдизайнер Крис Робертс собрал у пользователей $200 млн на разработку игры Star Citizen. Почему вместе с бюджетом проекта растут и опасения, что он не доберется до финального релиза?

Текст Павел Карасев

Крупнобюджетные видеоигры, как правило, разрабатывают студии-гиганты, способные потянуть бюджет в сотни миллионов долларов. Но встречаются исключения. Пожалуй, самое яркое из них — детище команды геймдизайнера Криса Робертса Star Citizen. Игра, которая финансируется посредством краудфандинга, привлекла уже $200 млн. Однако вместе с деньгами в адрес 50-летнего Робертса сыплются и претензии: дедлайн релиза не раз срывался, и Star Citizen, помимо статуса крупнейшего независимого проекта, обзавелся репутацией главного долгостроя отрасли, рискующего не добраться до прилавков.

1980–1990-е годы

Крис Робертс еще подростком увлекся разработкой видеоигр. В 1984-м он устроился в студию Origin Systems, под крылом которой выпустил свой первый хит — симулятор космических кораблей Wing Commander. В 1996-м дизайнер основал компанию Digital Anvil. С инвестициями помогла Electronic Arts (ранее EA поглотила Origin Systems), с издательскими компетенциями — Microsoft. Но ни одного релиза студия так и не выпустила. Сказался чересчур амбициозный характер Робертса, не желавшего идти на компромиссы с партнерами-корпорациями. В итоге Digital Anvil стала частью Microsoft, а ее основатель вновь ушел в независимое плавание.

2000–2010-е годы

Робертс еще в конце 1990-х спродюсировал провалившуюся в прокате экранизацию Wing Commander, но не утратил интереса к кино и в 2003-м основал студию Ascendant Pictures. Компании удалось стать значимым игроком в нише независимого кино: среди проектов — «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина» и другие фильмы. В 2010-м бизнес Робертса вновь был поглощен — студией Big Foot Entertainment.

2011 год

Робертс стал сооснователем студии Cloud Imperium Games и начал разработку новой игры на движке от Crytek. Дизайнер вдохновлялся примером Minecraft: «Думал, соберем денег, привлечем инвесторов и доберемся до альфа-версии [игры]». СМИ анонсировали его камбэк в геймдев как «возвращение гения из ссылки».

2012 год

Star Citizen был представлен как идейный наследник Wing Commander. Робертс обещал реалистичную графику, мультиплеер и проработанную игровую вселенную. $500 тыс. студия решила привлечь через краудфандинг. Спустя месяц собрали $6,2 млн — это был рекорд для игр. Робертс рассчитывал использовать ажиотаж как аргумент для инвесторов, но позднее решил отказаться от их помощи — поток пожертвований не иссякал. Игру предполагалось выпустить в 2014-м.

2013 год

Состоялся релиз одного из модулей игры. Его получили щедрые жертвователи, «накопившие» на космический корабль. Штат Cloud Imperium разросся до 100 сотрудников в пяти студиях в США и Европе. Возникли проблемы с коммуникацией: один из подрядчиков жаловался Kotaku, что потерял год работы, совершенствуя устаревшую демоверсию. Это не влияло на динамику сборов: летом Star Citizen с $15 млн побил рекорд всех краудфандинговых проектов, а к концу года сумма достигла $35 млн.

2014 год

Пользователи получили доступ еще к двум модулям игры и смогли наконец испытать корабли в открытом космосе. Одновременно стало понятно, что полноценный релиз откладывается. СМИ со ссылкой на источники писали, что у Cloud Imperium закончились деньги. К декабрю бюджет проекта вырос до $65 млн.

2015 год

Игроки получили возможность совершать квантовые скачки и еще ряд действий, а в озвучку персонажей рекрутировали звезд Голливуда — Гарри Олдмана, Марка Хэмилла и Джиллиан Андерсон. Но полноценный релиз был вновь отложен. Напряжение достигло пика в июле. Геймдизайнер Дерек Смарт обвинил разработчиков Star Citizen в неспособности справиться с обязательствами по качеству. В ответ Cloud Imperium вернула Смарту $250 и удалила его аккаунт. Тот от денег отказался, но призвал пользователей выразить недоверие команде Робертса. Протест получился слабым: средства потребовали вернуть всего около тысячи пользователей (из 1,5 млн жертвователей). В сентябре серию расследований о Star Citizen опубликовал портал The Escapist: деньги у Cloud Imperium якобы действительно были на исходе, а менеджмент — в тупике. Студия информацию опровергла. Но масла в огонь подлил Forbes: по утверждению журнала, у компании на счетах осталось $8 млн. Формально к концу года Star Citizen привлек $90 млн.

2016 год

В игру был добавлен модуль в формате мультиплеер-шутера от первого лица. Сменился движок — на Amazon Lumberyard. Однопользовательская кампания была вновь перенесена. «Хотим все сделать правильно», — отбивался от критиков Робертс. Пользователи верили: к декабрю объем пожертвований достиг $138 млн.

2017 год

С годовым опозданием вышла версия 3.0. Появились система симуляции планет и функция отображения мимики. Параллельно началось судебное разбирательство с разработчиком бывшего движка — Crytek. Компания утверждала, что Cloud Imperium нарушила ряд договоренностей. Бюджет проекта разросся более чем до $170 млн. Новым его источником стала распродажа земли в игре.

2018 год

В Star Citizen появился VIP-набор стоимостью около $35 тыс., включающий все корабли и дополнительные материалы. Расширилась внутриигровая экономика, добавлены новые миссии и локации. Cloud Imperium пыталась заработать даже на трансляции ежегодной конференции — от идеи отказались из-за обструкции со стороны пользователей. Также аудиторию возмутили отказ от лимита внутриигровой валюты (это дало преимущество состоятельным, а не умелым игрокам) и сокращение срока для возврата пожертвований с 12 месяцев до 14 дней. Несмотря на вал претензий, Робертс и команда перешагнули планку в $200 млн пожертвований в ноябре. Игру поддержали уже более 2 млн пользователей. Дата финального релиза до сих пор не назначена.

Фото: Star Citizen

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
23 хитрых кухонных лайфхака 23 хитрых кухонных лайфхака

23 хитрых кухонных лайфхака

Maxim
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Анекдотический императив: почему не стоит переименовывать аэропорты Анекдотический императив: почему не стоит переименовывать аэропорты

Инициатива присвоения аэропортам в России имен спорная и неоднозначная

Forbes
Большая мечта Большая мечта

Сможет ли Mundfish сделать игру Atomic Heart глобальной франшизой

РБК
Почем нынче 4WD Почем нынче 4WD

Самых доступные кроссоверы 4x4

АвтоМир
Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
Чему нас учит «Аквамен»? Чему нас учит «Аквамен»?

«Аквамен» – первая большая история про супергероя по имени Артур Карри

GQ
«Киллеры госзаказа» «Киллеры госзаказа»

Как устроен бизнес профессиональных жалобщиков в сфере госзакупок

РБК
Особый взгляд Вадима Верника: «Мечтами о будущем ничего не добьешься» Особый взгляд Вадима Верника: «Мечтами о будущем ничего не добьешься»

Алексей Смирнов — не просто наследник знаменитой кинематографической семьи

OK!
Эра Fortnite Эра Fortnite

Эра Fortnite. В чем феномен «королевской битвы» от Epic Games

РБК
Американский кошелек: как получить $1 млн от инвестора из США Американский кошелек: как получить $1 млн от инвестора из США

Привлечь инвестиции в стартап непросто

Forbes
Выдуманная природа Рогана Брауна Выдуманная природа Рогана Брауна

Роган Браун создает из бумаги огромные колонии вымышленных микробов

Популярная механика
Гарик Мартиросян: «В юморе сейчас время индивидуалистов» Гарик Мартиросян: «В юморе сейчас время индивидуалистов»

Интервью с Гариком Мартиросяном о внутренней цензуре и деньгах

Maxim
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Когда в КХЛ появится команда из Швейцарии Когда в КХЛ появится команда из Швейцарии

Как устроен бизнес швейцарского хоккея

Forbes
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Отсчет пошел: 7 способов нарядить елку к Новому году Отсчет пошел: 7 способов нарядить елку к Новому году

Семь способов сделать свой дом наряднее

Cosmopolitan
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Тест и обзор Lenovo Yoga C930-13IKB: истинное «дао» в серебре Тест и обзор Lenovo Yoga C930-13IKB: истинное «дао» в серебре

Тест и обзор Lenovo Yoga C930-13IKB: истинное «дао» в серебре

CHIP
Зеленый чай для мужчины: в чем огромная польза и непоправимый ущерб Зеленый чай для мужчины: в чем огромная польза и непоправимый ущерб

Что такое зеленый чай и в чем его польза?

Playboy
Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров

Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров

Playboy
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Обзор телевизора Panasonic TX-55FZW835: приятно посмотреть Обзор телевизора Panasonic TX-55FZW835: приятно посмотреть

Разбираем плюсы и минусы OLED-телевизора от Panasonic

CHIP
«Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России «Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России

Татьяна Матюшина рассказала, как создаются ее экологичные и натуральные шубы

Cosmopolitan
Зачем мы хотим спасать других? Зачем мы хотим спасать других?

«Синдром белого рыцаря» — неудержимое желание спасать окружающих

Psychologies
«Мир вокруг был слишком злым»: исповедь сектантки «Мир вокруг был слишком злым»: исповедь сектантки

История нашей читательницы об опыте попадания в секту

Psychologies
Шесть признаков здоровой любовной связи Шесть признаков здоровой любовной связи

Семейный психолог называет 6 признаков здоровой любовной связи

Psychologies
All your base are belong to us All your base are belong to us

Как программист из Екатеринбурга Никита Шамгунов построил бизнес на $400 млн

РБК
Пушкинский музей объявил о планах на 2019 год Пушкинский музей объявил о планах на 2019 год

Пушкинский музей объявил о планах на 2019 год

Forbes
Открыть в приложении