Большие чувства маленьких детей
Рождаемся ли мы с готовым багажом эмоций? Нет, отвечает возрастной психолог Галина Бурменская. То, как в течение жизни складывается их палитра, зависит от нашей личной истории.
«Когда я волнуюсь, мне ничего не стоит расплакаться…» «Я не умею говорить о своих чувствах. Да и зачем?» «Я очень спокойный человек, но иногда – редко – могу на кого-нибудь страшно накричать, а потом думаю: что на меня нашло?» Почему мы такие разные? Почему даже в одинаковых обстоятельствах каждый из нас всегда будет реагировать по-своему? «У меня такой характер, я всегда был таким», – обычно считаем мы. И все же есть сомнения в том, что именно такими, как в настоящий момент, – робкими или гневливыми, восторженными или замкнутыми – мы появляемся на свет из материнской утробы.
Трогательные чувства
«Самые первые телесные ощущения младенца эмоционально окрашены», – рассказывает возрастной психолог Галина Бурменская. Не случайно мы говорим, что в жизни нас что-то «трогает», «задевает» – ведь свой первичный эмоциональный опыт человек получает через тело. «Тактильные или вкусовые ощущения младенца могут быть приятными, несущими комфорт и удовольствие или же, наоборот, болезненными, пугающими, – продолжает Галина Бурменская. – Новые эмоции запечатлеваются в его памяти, постепенно добавляясь к тем, которые ребенок испытал раньше».
Но если все мы начинаем свое эмоциональное развитие с единой «стартовой позиции», то откуда возникают такие различия между нами? Ответ прост: эмоции приходят к нам одним путем, но то, как именно они воздействуют на наше дальнейшее развитие, сугубо индивидуально. Способ, каким ребенок сможет (или нет) принять свои эмоции, ощутить их и выразить, зависит не только от него самого. «Ребенок формируется не сам по себе, а во взаимодействии с людьми, которые его окружают», – подчеркивает Галина Бурменская. Именно близкие необычайно сильно влияют на эмоциональное развитие ребенка: они служат примером, но и помогают ему понять, что чувствует он сам.
Идентификация с родителями
Отношения, которые ребенок установит со своими эмоциями, зависят в первую очередь от того, как его родители относятся к тому, что чувствуют сами. Детям тех, кто находится во власти переживаний и не умеет справляться с ними, бывает очень трудно. «Такое взрывное переживание эмоций (пусть даже направленных не на ребенка), неумение адекватно проявить свой гнев, свою агрессивность, постоянные крики и раздражение очень травмируют детей, – предупреждает Галина Бурменская. – Именно про детей из таких аффективных семей можно услышать: „Он реагирует только на крик!“ Находясь под постоянным эмоциональным обстрелом, они очень быстро перестают реагировать и учатся не слышать». И создается порочный круг: чтобы достучаться до ребенка, родители начинают кричать еще громче…
В других семьях, напротив, на эмоции наложен запрет. Здесь не разговаривают о том, что чувствуют, нельзя признаваться, что боишься, бурно радоваться или сердиться – неприлично. Запрет может быть негласным, но и ребенок очень быстро усваивает, что должен заставить замолчать любые проявления своей души. Он словно «выключает звук»… «Ребенок не может убить свои эмоции, но, боясь потерять расположение родителей, будет их вытеснять, – поясняет Галина Бурменская. – Однако такая психологическая защита непродуктивна: вытесненная проблема не исчезает, переживания лишь накапливаются».