«Появился новый формат — трёхминутная поп-песня»: как фонограф Эдисона изменил музыкальную индустрию
В 1877-м Томас Эдисон создал фонограф, с помощью которого можно было записывать музыку. Качество звука было плохим, артисты записывали партии, уткнувшись лицом в устройство, а песни приходилось урезать до двух-трёх минут. Однако так изобретатель перевернул индустрию, пишет Smithsonian Magazine.
В 2021-м музыку можно слушать когда, сколько и где угодно: бесплатно на YouTube или по подписке на Spotify и Apple Music. Её вдобавок проще создавать: та же Apple предлагает пользователям приложение GarageBand, в котором можно записать целый альбом, пишет издание.
Одни говорят, что технологии подарили музыкальной индустрии свободу и что слушателям стало проще приобщаться к чему-то новому. А другие — что найти подходящую музыку среди множества композиций трудно. И что человек не ценит её так, как раньше, когда на пластинку приходилось долго копить.
Расходятся во мнениях и музыканты: одни жалуются на жадность сервисов и лейблов, а другие считают, что стриминг помогает быстрее расширить аудиторию.
Похожие споры вызвало появление в 19-м веке фонографа — одного из первых приборов для записи и воспроизведения звука, который, по словам издания, навсегда изменил музыкальную индустрию.
Фонограф Эдисона определил популярные жанры
В середине 1800-х годов музыку слушали только живьём. Но всё изменилось в 1877 году, когда Томас Эдисон представил миру свой фонограф. Изобретатели показывали наработки и до Эдисона, но последнему удалось создать наиболее надёжное устройство. Звук всё равно был «скрипучим» и очень тихим, но главное, что был, пишет издание.
Эдисон придумал прибору множество применений — благодаря фонографу, говорил он, куклы смогут общаться, петь и плакать, а люди получат шанс записать последние слова умирающих близких.
Музыку стали записывать на восковых цилиндрах и использовать их в уличных автоматах, где прохожие могли за деньги прослушать короткие записи. Один такой в штате Миссури приносил владельцу $100 в неделю.
На первых порах компании записывали всё:
- Фрагменты из пьес водевиля, смех и насвистывание.
- Анекдоты и байки: например, историю про сельчанина-американца в Нью-Йорке, чтобы высмеять городские нравы.
- Песни и музыкальный марш военных оркестров, который вошёл в моду после Гражданской войны в США 1861-1865 годов.
Однако чтобы продавать людям музыку, продюсерам хотелось знать, в какой форме её выпускать. С этим помог фонограф — благодаря ему в музыке обозначились популярные жанры. В 1920 году, после выхода песни “Crazy Blues” Мэми Смит, слушатели полюбили блюз. Следом джаз и музыку сельских американцев — «хиллбилли».