Андрей Арьев
Писатель и литературовед 29 лет возглавляет главный петербургский литературный журнал «Звезда», а недавно стал соавтором книги «Три города Сергея Довлатова» (о своем близком друге!), которую представит на фестивале «День Д».
Журналист Иван Толстой назвал вас «стойким поклонником петербургского типа культуры». Что это за тип? Я не очень люблю, когда меня как-то идентифицируют, все-таки человек принадлежит сам себе, а не является частью системы. Но отрицать существование петербургской культуры глупо. Она зародилась в XVIII веке и худо-бедно (скорее именно бедно) существует по сей день. Это культура гармонической точности. Это реализм, существующий на основе эстетических предпочтений: петербуржец ради красоты, эстетики может пренебречь нравственностью. Петербург — несколько инородное место в России, без которого, однако, Россия не может существовать. И носитель петербургской культуры — это как раз лишний человек, антигерой, похожий на героев Достоевского.
Какова культура Петербурга сейчас?
Такая же, как и во всем цивилизованном мире, — переживающая упадок. В этом никто не виноват: цивилизационный путь цикличен, он проходит периоды расцвета и упадка. Сейчас как раз период упадка. Мы живем в периоде упрощения, в периоде главенства всего массового. Но это просто жизнь! Жители Древнего Рима, когда он уже достаточно развился в бытовом и экономическом плане, с куда бóльшим удовольствием ходили на бои гладиаторов, а не читали Гая Валерия Катулла (один из главных поэтов Рима 60–50-х годов до н. э., эпохи Цезаря и Цицерона. — Прим. ред.). Сейчас то же самое. И это нормально.
Но вы как раз относитесь к тем, кто читает Катулла, и делаете все, чтобы катуллолюбов стало больше. С 1992 года вы вместе с писателем Яковом Гординым возглавляете журнал «Звезда». Есть кто-то из пула писателей «Звезды», на кого нам всем стоит обратить внимание?