По пути Израиля: почему российским стартапам нужно перебираться за рубеж
В России на венчурном рынке единорогов можно пересчитать по пальцам одной руки, а стартапы, рассчитанные только на отечественный рынок, обреченно проигрывают в оценке стоимости своим западным конкурентам. Но сейчас российские компании стали примерять на себя модель Израиля и с первых шагов пытаться покорить зарубежные рынки. Что нужно учесть на этом пути, рассуждает партнер RB Partners Арсений Даббах.
Последние 15 лет государство и бизнес говорят, что в России достаточно большой рынок. Для начала нужно захватить его, а потом, может быть, двигаться на Запад. Бессмысленно лезть в США или Европу, если ничего не добился дома. Но сейчас мы идем к другой парадигме, в которой Россия принимает на себя модель Израиля — российские стартапы с первых шагов начинают думать о выходе за рубеж: как там работать, привлекать деньги и изучать аудиторию.
В 2019 году инвесторы из области залива Сан-Франциско вложили $1,4 млрд в израильские компании, написал TechCrunch. К концу прошлого года израильские технологические компании привлекли в 578 сделках рекордные $9,93 млрд, правда, количество сделок со слиянием и поглощением резко упало. А крупнейшие IPO среди израильских стартапов — страховой компании Lemonade и медико-биологической Nanox — прошли в Нью-Йорке: на Нью-Йоркской фондовой бирже и Nasdaq.
Понимание ориентации на зарубеж пришло еще до самоизоляции, но пандемия стала благодатной почвой для развития мысли, что россияне могут осваивать и покорять мир без путешествий. Ограничение в передвижениях подарило ниши, в которых можно развиваться онлайн. Например, у онлайн-школы SkyEng во время пандемии началось активное развитие в испаноговорящих странах, но офисов ни в Испании, ни в Латинской Америке у них нет. А онлайн-кинотеатр Ivi, по подсчетам Telecom Daily, увеличил выручку на 44%, что позволило им готовиться к IPO уже в 2021 году.
Основатели поняли, что нельзя сидеть на рынке государственного бюджета и при этом вырастить очередного единорога. Вместо этого нужно развиваться на больших рынках, где есть не только большие заказчики, но и топовые инвесторы. В четверти всех стартапов крупных международных акселераторов по типу Y-Combinator и TechStars уже присутствуют русскоязычные кофаундеры.
Более того, акселераторы стали проводить мероприятия онлайн и теперь выступить перед международными инвесторами можно, находясь в условном Новосибирске. Появляется все больше звезд, которые взлетают за океаном, а не в России, такие как Miro, QIP, Ecwid, TradingView, некоторые уже стали единорогами. Это создает мультипликативный эффект, который проявится через несколько лет.
Почти все российские компании, которые находятся на этапе продажи продукта, сейчас понимают, что на локальном рынке делать нечего. И дело здесь не в симпатии к России, существует как минимум три причины:
- Нехватка капитала и ограниченный потенциал роста. В стране много денег и больше 100 000 долларовых миллионеров, но в долгосрочных венчурных инвестициях они не задействованы. Венчурный рынок России — это около $700 млн и 281 сделка в год. В том же Израиле, например, объем венчурных инвестиций в 20 раз больше, при населении в 16 раз меньше. При видимой легкости выхода на российский рынок, стартап фокусируется на очень маленький кусок пирога.