Новая этика стыда. Как появились сексуальные табу
Секс существует столько же, сколько существует человечество. Он составляет фундаментальную часть нашей жизни. Мужчины и женщины думают о сексе по несколько раз в день, он окружает нас повсюду — в медиа, рекламе, искусстве, одежде, литературе, музыке. И, несмотря на то что мысли о сексе знакомы каждому, большинству из нас сложно свободно и легко о нем говорить. Даже с самыми близкими. Почему же настолько важная тема остается табуированной? Разбирается Ольга Нечаева.
Начнем с истории. Homo sapiens вовсе не был на вершине пищевой пирамиды, а это значит, что человек боролся за выживание, как и другие животные. И инстинкт размножения был таким же сильным, как у других животных — продолжительность жизни была короткой, дети умирали часто, и для выживания рожать надо было много. По мере развития мы эволюционно развили в себе так называемую «расширенную женскую сексуальность», а именно — готовность самки к спариванию в любое время цикла, а не только в период фертильности. Это является свойством некоторых других видов, формирующих стойкие пары, как способ удержания пары вместе.
Однако, в отличие от животных, по той или иной причине (может, нам не нужно было столько детей?) человечество развило необходимость контролировать сексуальные позывы — и так появились табу, общественный механизм запрета того или иного поведения. Самыми древними табу были запреты на убийство священных животных и секс с тем, что избрано тотемом для поклонения. Однако, как заметил еще Фрейд, любое табу обладает и своей темной стороной: «Табу — это древний запрет, направленный против самых сильных желаний человека. Желание преодолеть этот запрет остается в бессознательном, и люди, соблюдающие табу, относятся к ним амбивалентно. Магическая власть табуированного тем самым снижена до простого соблазна», — писал он в своей книге «Тотем и табу».
Вся человеческая сексуальность — от ограничений до разврата, от аскетизма до промискуитета, от патологии до нормы, и во всех ее смыслах: деторождения, эротики, власти, насилия, удовольствия, долга — всегда была мишенью активного табуирования и рассматривалась как неоднозначная, закрытая область. С одной стороны, в ней господствует стыд «срамных» частей тела, опасность сильных чувств: влечения, ревности, насилия. С другой — это акт божественного создания жизни. Такая амбивалентность и породила бесчисленное количество меняющихся со временем табу.