Наталия Киселева — о том, как меняется Московская электронная школа и столичное образование
Об уроках пандемии, новом опыте организации обучения и выстраивании максимально открытой работы в сфере столичного образования рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева
Ɔ. Переход школьников на дистанционный формат обучения весной и осенью 2020 года позволил не прерывать образовательный процесс. Осенью школы были лучше подготовлены?
Разница между этими периодами дистанта была в том, что осенью все учителя Москвы вышли в онлайн и были готовы проводить уроки. Весной таких было меньше половины. Если в тот период каждый педагог был задействован в поиске интернет-ресурсов для удаленного взаимодействия с учениками, а по сути способов доставки учебных материалов до ребенка, то осенью эта задача была решена совместно с Департаментом образования и науки и Департаментом информационных технологий. Мы построили систему так, чтобы и педагоги, и ученики могли подключаться к онлайн-урокам, чтобы все было по расписанию. Сейчас в Московскую электронную школу (МЭШ) встроена система видеоконференций. Когда осенью московские школьники 6–11-х классов перешли на дистанционный формат обучения, более 600 тысяч учеников единовременно подключались к урокам.
Дальше при участии родителей начался процесс формирования учебного плана для каждого ребенка таким образом, чтобы он не сидел весь день перед монитором. В школе дети двигаются, общаются, а в сложившейся ситуации приходилось постараться, чтобы привлечь их внимание и заинтересовать. Поэтому у учителей началось интенсивное обучение: во время октябрьских каникул для педагогов ежедневно проводили вебинары, групповые и индивидуальные онлайн-консультации.
Такой формат обучения организовывают специалисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ. Кроме того, положительно сказались и мероприятия Департамента образования и науки с образовательными организациями, регулярные планерки с заместителями директоров школ, наличие кураторов МЭШ в каждом межрайонном совете директоров, активность команды МЭШ в социальных сетях, обмен опытом между школами.
Ɔ. Какие технологические изменения в МЭШ помогли справиться с нагрузкой удаленного обучения?
Московская электронная школа полностью изменила свой курс развития. Изначально ее создавали как ресурс для проведения уроков в классе, и поэтому в основном там были сценарии уроков. Также важными задачами были надзор и контроль за успеваемостью учеников. Некоторые изменения в программе произошли уже весной: появились цифровые домашние задания, и учителям стало намного проще работать. Ребенок выполняет задания, а учитель сразу же видит результат — время, затраченное на прохождение задания, верные и неверные ответы, процент выполнения — и ставит соответствующую оценку. Задания могут быть как для