По образу и подобию. Кому можно доверить франшизу своего бизнеса
Существует минимум пять типов предпринимателей, с которыми договор франшизы лучше заключать с осторожностью — пусть и по разным причинам.
Прежде чем продать будущему партнеру франшизу, задайтесь вопросом: «Зачем ему мой бизнес?» Потому что вариантов ответа, которые вас вряд ли устроят, может быть несколько.
Заботливый отец
Такой предприниматель приобретает франшизу для подарка, например, родственнику. Сам он, чаще всего, не планирует и не может управлять теми бизнес-процессами, которыми управлять необходимо. Чтобы понять, будет ли потенциальный партнер заниматься операционной деятельностью компании, или передаст эту функцию кому-то другому, попросите его рассказать о себе — о том, какими проектами он занимается, как планирует работать с вашим брендом по франчайзингу, имеет ли желание развивать несколько объектов, а не один.
Особенно важно личное участие франчайзи в момент запуска проекта — чтобы не потерять марку и сервис. Например, собственники салонов массажных услуг часто думают, что достаточно привезти массажистов из Таиланда или Бали, и дела пойдут в гору, — не пойдут. Личное присутствие напрямую влияет на работу мастеров и администратора, встречающего клиентов. Сфера услуг в этом смысле — одна из самых трудных, здесь нужно уметь не только контролировать персонал, но и работать с отзывами покупателей, всегда получать обратную связь. Много плохих комментариев — значит, клиенты от вас уходят. Если франчайзи упорствует, думая, что скоро франшиза заработает сама собой, момент отрезвления наступает очень быстро: все идет плохо, нечем покрывать расходную часть — выплачивать зарплату сотрудникам, аренду и налоги. Тогда предприниматель спохватывается и начинает управлять бизнесом: выходит на работу, присутствует на обучении персонала, контролирует, как полученные знания сотрудники применяют в магазине. Но горький опыт уже получен.
Коллекционер
Предприниматель, удачно владеющий многими бизнесами, на самом деле, — хороший партнер, поскольку у него как минимум нет проблем с инвестированием. Возможно, он одновременно развивает несколько фирм, чтобы диверсифицировать риски, но опасность заключается в том, что в какой-то момент количество его бизнесов достигает критической точки, и новая франшиза становится той самой каплей, которая переполняет стакан. Такой предприниматель в силу своей гиперзанятости уже не может уделять должного внимания очередному проекту. А потом, когда наступает финансовый крах, говорит, что все дело в плохой идее бизнеса, она не работает. В этом случае материнская компания теряет не только партнера, но и свою репутацию. Особенно если дело касается узкоспециализированного сегмента рынка, или когда предприниматель удачно ведет все остальные бизнесы и застопорился только на вашей франшизе.