Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и «Анне Карениной»
Чухе Ким приехала в Москву на вручение премии «Ясная Поляна» за свой дебютный роман и рассказала «РБК Стилю» о своей любви к Толстому, животным и литературе
Чухе Ким — корейская писательница, которая училась в Принстоне, работала в Нью-Йорке, а сейчас живет в Лондоне и пишет на английском языке. В этом году за роман «Звери малой земли» Чухе получила литературную премию «Ясная Поляна», учрежденную компанией Samsung Electronics и Музеем-усадьбой Льва Толстого. А второй роман писательницы, «Город ночных птиц», стал ноябрьским выбором читательского клуба Риз Уизерспун.
О литературном дебюте
Я благодарна вызовам, с которыми я сталкивалась, — они сделали меня сильнее. Если бы кто-то сказал мне в мои 25 лет, что я великий писатель, и мою книгу бы опубликовали, то как автор я бы провалилась, потому что я ни к чему из этого не была готова. Для меня 25 — это слишком рано, и многочисленные отказы, которые я получала, помогали мне вырасти.
Когда я работала в издательском бизнесе, я вкладывала всю душу в работу. К сожалению, когда после нескольких лет упорного труда я показала свой рассказ редактору и коллеге, моей ближайшей подруге на тот момент, ее реакция была обескураживающей. «Я думаю, написание этого рассказа стало для тебя катарсисом, здорово, что ты сделала это для себя». Рукопись вернулась ко мне исчерканная красными чернилами, хотя я просто искала поддержки, а не правок. Я решила довериться своему видению и сказала ей, что мне нравится текст таким, какой он есть. Мой агент подала этот рассказ в один из главных английских литературных журналов. Это и стало моим литературным дебютом.
Люди часто говорили, что мне не надо становиться писателем, а лучше сфокусироваться на редактуре. Я благодарна каждому, кто сомневался в моих способностях, они мотивировали меня работать еще лучше. Но это случалось настолько часто, что сама я решила быть, насколько возможно, по-человечески щедрой с каждым, кто обращается ко мне.
О сворачивании энтузиазма
Я как тигр. Мой агент Джоди помогает мне сдерживать мой напор, потому что я склонна страстно увлекаться тем, что делаю. А в американском издательском бизнесе такой энтузиазм не всегда приветствуется. Джоди часто советует попридержать эмоции, и я всегда к ней прислушиваюсь.
Об искусстве vs индустрии развлечений
Разговоры с моими друзьями-писателями часто крутятся вокруг того, как продать их третью или четвертую книгу, что сейчас в тренде и как выстроить маркетинг. Мне не нравится такой подход. Если ты пишешь, подстраиваясь под рынок, то даже если кто-то купит твою книгу, не факт, что читатели ее полюбят. Гораздо важнее верить в свое видение и следовать за своей страстью, за тем, что тебя действительно беспокоит. Такой подход отличает искусство от индустрии развлечений — цель создать что-то большее, какую-то вечную ценность, имеющую значение. Не надо прятаться от фидбека, но нужно оставаться верным своей внутренней правде и взгляду на жизнь. Также не стоит недооценивать читателей — они всегда видят и ценят честную работу.