Тонкая материя
Как инновационные и экоткани меняют индустрию моды
Может ли платье покраснеть от прикосновения, почему одежда из конопли и переработанного текстиля столь популярна и что объединяет куртку из детского гардероба со скафандром астронавта? Изучаем вместе с российскими дизайнерами некоторые инновационные материалы.
Экологичность и устойчивое развитие — тренд номер один в индустрии моды. Если проследить жизненный цикл одежды от производства и переработки материала до упаковки изделия и в конечном счете выброса его на свалку, то становится понятно почему. Мода заставляет выращивать больше хлопка, использовать больше воды, распылять больше химикатов и выкачивать больше нефти. По оценкам консалтинговой компании McKinsey и Всемирного экономического форума, с начала 2000-х годовое производство одежды увеличилось как минимум вдвое.
При этом бренды стремятся минимизировать вред, который неизбежно оказывает отрасль на окружающую среду. Как проявляется этот тренд?
Выбор в пользу натуральных тканей, т.е. тех, что производят из волокон растительного, животного и минерального происхождения. В сравнении с синтетическим материалом (искусственного происхождения) при их производстве выделяется меньше углекислого газа в атмосферу. К натуральным тканям относятся хлопок, шерсть, лен и шелк. Однако есть и нетривиальные варианты, такие как ткань из конопли, крапивы.
Использование органических тканей. Это значит, что растения выращиваются без химикатов и при их производстве используются практики, поддерживающие плодородие почвы. Органические ткани имеют соответствующие сертификаты.
Совершенствование технологий переработки текстиля. Например, материал circulose производится из стопроцентно переработанного текстиля, а не из нового хлопка, древесины и нефти. Таким образом, замыкается цикл текстильного производства.
Внедрение инновационных материалов. Есть необычные альтернативы натуральной коже: мило (из мицелия гриба, т.е. грибницы), пиньятекс (из листьев ананаса), вегея (из отходов винограда).
Инновационные экологичные решения в текстильной промышленности можно классифицировать по применяемому сырью:
- использование пищевых отходов;
- производство из растительных волокон;
- переработка и вторичное использование материалов.
Еще один макротренд — слияние моды и технологий. Текстильные инновации внедряют не только для экологичности. С их помощью можно добавить одежде функциональность, придать ей своеобразие и отразить определенную эстетику.
Разбираемся, как мода на устойчивое развитие и технологичность повлияла на использование материалов в фешен-индустрии, а также какие инновационные материалы выбирают российские дизайнеры и почему.
Recycle
Recycle — это ткань, созданная из отходов текстильной промышленности (старые ткани, волокна, нитки) или вторсырья (пластик). Например, материал может быть изготовлен из переработанного хлопка, льна, шерсти, полиэстера или их тандема.
Какую задачу решали производители
Замкнуть цикл текстильного производства, сократить углеродный след индустрии моды.
Для бренда это означает необходимость придерживаться концепции устойчивого развития (sustainable development), которая предполагает, что развитие в настоящее время не должно ставить под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Среди принципов устойчивого развития — ответственное потребление и производство.
Как рассказывает дизайнер и основатель бренда Landscape Елена Лес, такие ткани часто бывают смесовыми. Например, для производства нитей смешивают шелк и шерсть, лен и шелк, лен и хлопок. Получаются материалы с совершенно исключительными свойствами: фактурный шелк или плотная упругая шерсть с выраженным шелковым лоском, хлопок с едва заметными полосками-утолщениями. Шелковые волокна крайне прочные и износостойкие, поэтому шелк часто добавляют в составы. Бренд Landscape сотрудничает с итальянскими фабриками, которые давно применяют recycle-технологии.
Как возникла и развивалась технология
История переработки текстиля берет начало в XIX веке. В 1813 году британец Бенджамин Лоу придумал, как превратить старые тряпки в шерсть. Он организовал сбор ткани и перемолол ее, чтобы потом можно было снова вплести все в пряжу. Созданная им машина для переработки представляла собой несколько роликов с металлическими гвоздями, которые вращались с разной скоростью. Так появились два вида материала: shoddy (высокого качества) и mungo (низкого качества), которые получили широкое распространение в Британии и за ее пределами. В 1854 году машина Лоу была усовершенствована в Италии: процесс переработки с помощью роликов проходил там в резервуарах с проточной водой. В 1870 году в процесс переработки добавили карбонизацию — обработку старой одежды серной и соляной кислотой.