Перестроечные фильмы, за которые сейчас не стыдно
Кино эпохи советской перестройки современному зрителю заменяет зубную боль. Но мы-то точно помним, что там попадалось великое. Кажется.
Перестроечным нельзя автоматически звать кино, которое вышло на экраны с приходом Горбачева. Точное определение гораздо сложнее. Например, курс на перестройку был объявлен Михал Сергеичем в 1987-м. Многие авторы кино не успели сразу перестроиться, другие, наоборот, сработали с опережением. Перестроечное творчество — это, скорее, состояние души и разума, нежели дата. Поэтому перестроечное кино — сложный и тем самым интересный бренд. Бренд сивой кобылы.
«Легко ли быть молодым», 1986
Системообразующий… хотя правильнее сказать — системоразрушающий первенец перестройки и гласности. И единственный документальный фильм в нашем списке. Снят в Латвии, показывает подростков-неформалов и самых что ни на есть формалов — чем они заняты, чем забита их голова. Полное погружение в тинейджерский хаос горбачевского СССР.
«Курьер», 1986
Еще одно ультимативное высказывание о роли и настроении молодежи в СССР. И роль, и настроение на самом деле так себе, хотя при желании всегда можно повеселиться. «Курьер» — мегахит не столько даже кинопроката, сколько зрительской эмпатии. А все потому, что режиссер Карен Шахназаров взял самого серого и невзрачного персонажа из жизни и прокачал его колорит до максимума.
«Праздник Нептуна», 1986
Дико смешной и дико короткий (50 минут) опус про то, как на Новый год в советской глубинке решили организовать фестиваль зимнего купания. В 35-градусный мороз. В ожидании шведской делегации весь поселок встает на уши, ближе к концу наполняя фильм анекдотическими аллюзиями на «Александра Невского» Эйзенштейна. Так и хочется запеть: «Купайтесь, люди русские!»
«Где находится нофелет?», 1987
Комедия, которая идейно и визуально находится где-то на стыке советской классики и нового кино. О том, как товарищ пытается помочь товарищу познакомиться на улице с будущей невестой. Молодежь ходила на сеансы учиться трюкам по съему девушек — парни выходили из кинозала новообращенными нахалами.