Холодная космическая футурология: что почитать у писателя-астрофизика Аластера Рейнольдса
Ученые в фантастике встречаются не так уж редко: для того она и научная, чтобы привлекать в том числе профессиональных физиков или биологов. В качестве примеров можно привести классиков жанра Айзека Азимова и Артура Кларка, или же нашего современника Аластера Рейнольдса, в прошлом астрофизика, а ныне – одну из главных звезд космической фантастики. Рассказываем, на какие произведения писателя стоит обратить внимание, и как наука повлияла на его творчество.
Пространство Откровения
Центральный цикл в творчестве Рейнольдса – «Пространство Откровения», один из самых заметных представителей жанра космической оперы. Он состоит из нескольких романов, рассказов и повестей, которые описывают будущее человечества в космосе, начиная примерно с XXIII века. В свою очередь, ядром этого цикла стали взаимосвязанные романы, которые лучше читать по порядку: это «Пространство Откровения», «Ковчег спасения», «Пропасть Искупления», а также «Inhibitor Phase», выход которого на русском запланирован на вторую половину 2022-го.
В «Пространстве Откровения» в полной мере дает о себе знать степень PhD астрофизики, которую Рейнольдс получил в начале 90-х в старейшем в Шотландии Сент-Эндрюсском университете. Эта же степень обеспечила его работой в Европейском космическом агентстве, где Рейнольдс был одним из исследователей – пока в 2004-м не стал писателем на полную ставку.
Алмазные псы
В «Пространстве Откровения» действуют законы физики, которым подчиняются в том числе технологии инопланетян, и нарушить эти законы Рейнольдс может только изредка, если в них совсем уж не вписывается сюжетный ход – но летающих со сверхсветовой скоростью кораблей здесь не будет. Зато будет развитие трансгуманизма и парадокс Ферми, ставящий под сомнение существование технологически развитых инопланетных цивилизаций (на эту тему у Рейнольдса даже есть TED Talk). Чуть в стороне от основной линии находятся другие романы цикла (к примеру, киберпанковский «Город Бездны») и малая проза, представленная в сборнике «Алмазные псы» – в нем история человечества в космосе доходит аж до сорокатысячных годов.
Кто-то считает прозу Рейнольдса слишком холодной: его герои, несмотря на участие в поразительных событиях, не всегда вызывают эмоции у читателей, им бывает сложно сопереживать. Но таков стиль писателя, и его книги о космосе в каком-то смысле похожи на сам космос: неуютные, чуть отстраненные и где-то даже стерильные – но неизменно вызывающие интерес.