Пазолини, Джармуш, Тарантино: 7 киноальманахов знаменитых режиссеров
17 февраля в российский прокат выходит антология Джима Джармуша «Ночь на Земле» 1991 года. В пяти новеллах режиссер рассказывает о таксисте, его пассажире и поездке. Истории разворачиваются одной ночью в пяти разных городах: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки. По случаю премьеры Илья Верхоглядов вспоминает другие киноальманахи, к которым приложили руку знаменитые режиссеры.
«РоГоПаГ» / Ro.Go.Pa.G. (1962)
«Четыре новеллы четырех авторов, которые весело рассказывают о причинах конца света», — анонсирует вступительный титр из «РоГоПаГа». Название складывается из первых букв режиссерских фамилий: Росселлини, Годар, Пазолини, Грегоретти. Каждый из них исследует моральное обнищание современного буржуазного мира. Лицемерие, ветреность, напускная религиозность, за которой скрываются жадность и презрение, необоримая тяга к потреблению — в этих пороках авторы усматривают предпосылки скорого апокалипсиса.
Альманах отличается едкой сатирой и неожиданными режиссерскими работами. К примеру, лидер итальянского неореализма Роберто Росселлини выступает в нетипичной роли: снимает ромком о наглом коммивояжере из США, который влюбляется в замужнюю стюардессу, пытается соблазнить ее, наивно полагаясь на советы по пикапу из модного журнала. Кроме того, в «РоГоПаГе» встречаются любопытные камео. В частности, в короткометражке Пьера Паоло Пазолини «Овечий сыр» появляется американский классик Орсон Уэллс в роли бесстрастного кинорежиссера-сноба, который ставит пеплум о Страстях Христовых.
«Париж глазами шести» / Paris vu par... (1965)
Альманах складывается из выдуманных историй, но начинается как видеоэкскурсия: камера движется по мощеным улочкам Сен-Жермен-де-Пре, фокусируется на антикварных лавках, зеленых скверах, плетеных стульях летних веранд. Закадровый голос повествует об истории квартала, древних памятниках и культурных особенностях местных жителей. Такое вступление выбрано не случайно: «Париж глазами шести» — в первую очередь документальное свидетельство быта, моды и нравов французской столицы 1960-х. Неспроста режиссеры отказываются от студийных павильонов в пользу натурных съемок — так у зрителя появляется возможность разглядывать вывески, автомобили, наряды и прочие материальные приметы ушедшего времени. Эта энциклопедия жизни встраивается в любовные и криминальные комедийные сюжеты, сквозь которые проступает социологический портрет нации, пусть и слегка карикатурный: в историях фигурируют наивные кокетки, пытливые жены, циничные ловеласы, лживые и малодушные буржуа.
Своим ощущением Парижа делятся видные режиссеры французской «новой волны» (Жан Руш, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Эрик Ромер), а также их менее известные современники (Жан Душе и Жан-Даниэль Полле). «Париж глазами шести» вдохновил многих режиссеров и на другие городские повести, самые известные из которых — «Нью-йоркские истории» (1989) и «Париж, я люблю тебя» (2006).