6 знаковых фильмов Милоша Формана
5 мая в повторный прокат выходит экранизация одноименного романа Кена Кизи, получившая в 1975 году премию «Оскар» во всех пяти основных номинациях и ставшая одним из самых известных высказываний о репрессивной власти и индивидуальной свободе в истории кино. В честь премьеры кинокритик Илья Верхоглядов вспоминает другие, менее известные картины прославленного чешско-американского режиссера, попутно отмечая сквозные мотивы его творчества.
«Любовные похождения блондинки» / A Blonde in Love (1965)
Милош Форман перебрался в Штаты в 1968 году, вскоре после вторжения советских войск в Чехословакию. В дни оккупации режиссер был в Париже, куда он приехал ради национальной премьеры его картины «Бал пожарных», (1967) — поэтому за развязкой Пражской весны он наблюдал с дистанции, слушая местные радиосводки от «Франс-пресс». А тремя месяцами ранее он был свидетелем студенческих выступлений в разгар Красного мая — оба события сильно обогатили его политическое самосознание и повлияли на содержание его последующих лент.
К моменту эмиграции Форман был крупным восточноевропейским режиссером, одним из лидеров чехословацкой «новой волны», с целым рядом фестивальных наград в активе. В их числе — оскаровская номинация за трагикомическую мелодраму «Любовные похождения блондинки» (позднее в том же конкурсе — «Лучший иностранный фильм» — будет участвовать его «Бал пожарных»). Фильм, выполненный в стилистике неореализма (актеры-непрофессионалы и съемки на натуре — такое сочетание было общим местом для европейского арт-кино 1960-х), повествует о тихой провинциальной жизни: девушки — сотрудницы обувной фабрики — мечтают о большой любви, но раз за разом находят лишь ее жалкий эрзац. «Блондинка», как и другие картины раннего периода, — это камерная постановка отчетливо сатирического типа, где полно талантливых комических этюдов: чего стоят неловкие ухаживания приезжих резервистов на дискотеке в местном доме культуры. Кроме того, это первая полнометражная картина, над которой Форман работал вместе с оператором Мирославом Ондржичеком — позже они будут неоднократно сотрудничать и за рубежом.
«Отрыв» / Taking off (1971)
Эмигрантский период творчества складывался для Формана сперва неудачно: почти два года он сидел без работы и, как следствие, вел очень скромное существование, обитая в дешевых гостиницах богемных кварталов Нью-Йорка (байками из тех лет делится сам режиссер в документальной картине Абеля Феррары «Челси со льдом», 2008). Форман снова заявил о себе лишь в феврале 1971 года, когда на экраны вышла его музыкальная комедия «Отрыв». Картина была не сильно заметна в Америке, но зато успешно прокатилась по Европе и даже взяла Гран-при в Каннах.
В центре «Отрыва» — поколенческий конфликт в разгар субкультуры хиппи, мировоззренческая пропасть между «отцами» и «детьми»: вторые принимают кислоту и неделями ночуют вне дома, ошиваясь в компании укуренных длинноволосых неформалов, а первые бесцельно ищут своих свободолюбивых отпрысков и устраивают регулярные собрания в «Обществе родителей сбежавших детей». Старшие ищут примирения, пытаются понять младших — и их избыточная заботливость носит отчетливо гротескный характер: в одной из сцен долговязый юноша в исполнении итало-американского актера Винсента Скьявелли (постоянный артист второго плана у Формана) учит беспокойных предков курить марихуану — для того, чтоб те могли приобщаться к психотропному опыту их детей. Повествование то и дело прерывается на квазихроникальные