Произвол или обычай: на что опирается руководство Чечни в деле Янгулбаевых
В конце января 2022 года внимание российского общества оказалось приковано к конфликту президента Чечни Рамзана Кадырова и его окружения с семьей Янгулбаевых. То, что происходит сейчас в Чечне, — не возрождение, пусть и архаичных, но живых народных традиций, а их использование нынешними лидерами республики ради реализации своих политических целей, считает регионовед Ирина Стародубровская.
В конце января 2022 года внимание российского общества оказалось приковано к конфликту президента Чечни Рамзана Кадырова и его окружения с семьей Янгулбаевых. Чуть ли не ежедневно возникают новые подробности. Насильно вывезена из Нижнего Новгорода в Чечню, а затем арестована жена федерального судьи Сайди Янгулбаева Зерема. В Грозном прошел многотысячный митинг с проклятиями и сжиганием портретов членов семьи Янгулбаевых. Со стороны соратников Кадырова раздаются призывы к их убийству. Угрозы распространились на журналистов и правозащитников, помогавших семье. Журналистка «Новой газеты» Елена Милашина на этом фоне вынуждена была покинуть Россию.
Сайди Янгулбаев был судьей Верховного суда Чечни до 2015 года. Янгулбаевы рассказывали о насилии и унижении, которым их якобы подвергли в резиденции Кадырова. Кадыров это отрицал, говоря, что семью приглашали к нему для беседы. Об этой истории подробно писала Би-би-си. Сыновья Янгулбаева один за другим уехали из России, сам бывший федеральный судья уехал с дочерью в январе, после задержания жены.
В комментариях по поводу этой ситуации часто можно слышать, что все дело в архаичности чеченцев, которые до сих пор живут в Средневековье и опираются на жестокие, отрицаемые цивилизованным миром традиции, среди которых важное значение имеет обычай кровной мести. Иногда попадаются отсылки и к нормам шариата. И, кажется, с этим не поспоришь: и традиционные нормы, и исламские установления действительно играют немалую роль в жизни чеченцев. Только вот совершенно не очевидно, что здесь мы видим именно подобный пример.
Кому можно мстить
Попробуем разобраться с тем, что представляет собой обычай кровной мести. Этот регулятор, возникший еще в догосударственные времена, на самом деле, был направлен как раз на снижение роли насилия — все знали, сколь тяжел будет ущерб от насильственных действий. Надо признать, что обычай не всегда справлялся с подобной функцией и нередко приводил к обратным результатам, истощая и обескровливая (в прямом и переносном смысле) родственные группы, связанные кровной местью. Поэтому ограничение масштабов кровной мести, стремление заменить ее другими формами компенсации