КУ российских компаний перестали быть просто центрами переподготовки

ВедомостиБизнес

В погоне за качеством

Впервые за три года российские корпоративные университеты назвали ключевыми показателями своей эффективности качество программ и удовлетворенность полученными знаниями, а не объем обучения, как это было раньше. С чем связаны перемены?

Мария Подцероб
пн. 14.04.2025

Крупные российские компании актуализируют свои обучающие программы и отслеживают их результативность. Фото: ISTOCK

Корпоративные университеты (КУ) российских компаний перестали быть просто центрами профессиональной переподготовки, они стали уникальной средой, где пересекаются процессы изменений в бизнесе и в образовании. К такому выводу пришли авторы третьей волны исследования КУ в России, проведенного в 2024 г. Высшей школой бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ при поддержке Сберуниверситета. Аналитики бизнес-школы также назвали основные вызовы, с которыми сталкиваются сегодня университеты: подготовка сотрудников к цифровизации, увеличение скорости получения знаний, персонализация образовательного опыта, быстрый перевод знаний и навыков в рабочий процесс.

Эти вызовы уже вынудили университеты значительно расширить портфель программ. Но к 2024 г. стало ясно, что этого недостаточно. Нужно позаботиться также о качестве обучения и понять, насколько удовлетворены полученным образованием и сотрудники, и компании. «Ведомости. Идеи управления» выясняли, как российские КУ повышают качество программ, переориентируют их на интересы бизнеса и измеряют удовлетворенность сотрудников пройденным обучением.

В одной упряжке

В трех волнах исследования феномена КУ, проведенного ВШБ, приняли участие 75 КУ России. Из них 66 принадлежат ведущим компаниям страны и девять – органам исполнительной власти, как федеральным, так и региональным. Самое большое число университетов – 58 – приняло участие в исследовании 2024 г., что позволило авторам наиболее полно оценить тренды в сфере корпоративного образования в России.

Выяснилось, что годовой бюджет КУ в России вырос в среднем с 492,6 млн руб. (1,2% от фонда оплаты труда, ФОТ) в 2023 г. до 544,6 млн руб. (1,1% от ФОТ) в 2024 г. При этом портфель образовательных решений увеличился за год с 583 программ в среднем в одном портфеле в 2023 г. до 752 программ в 2024 г.

Тем не менее, когда авторы исследования спросили университеты об их приоритетах, только 60% назвали ключевым показателем эффективности (КПЭ) объем обучения. Наибольшее число респондентов (74%) впервые за три последних года посчитало главным КПЭ отнюдь не этот параметр, а качество программ и удовлетворенность аудитории полученными знаниями. Одновременно в пятерку главных КПЭ вошли показатели «финансовые» и «бизнес-метрики» (30 и 21% соответственно). Под бизнес-метриками в исследовании подразумеваются показатели удержания персонала, уровень внутренней мобильности и количество повышений сотрудников до менеджеров.

80% программ КУ имеют конкретного заказчика, поэтому они проектируют их в тесной связи с бизнесом, рассказывает Наталья Шумкова, заместитель директора по корпоративному обучению ВШБ, один из авторов исследования «Корпоративные университеты России – 2024». По ее словам, КУ совместно с представителями компании анализирует стратегию бизнеса, изучает целевую аудиторию и обратную связь, мировые тренды и лучшие российские практики, проводит интервью с заказчиком.

Опрошенные «Ведомости. Идеями управления» крупные компании подтверждают: они постоянно следят за изменениями на рынке, моментально актуализируют свои обучающие программы и отслеживают их результативность. Например, директор КУ РЖД Роман Баскин рассказал, что 15 лет назад РЖД ставила ключевой целью только созданного тогда КУ развитие управленческих и лидерских качеств руководителей. Но несколько лет назад в образовательном портфеле университета появились программы, которые сочетают обучение управленческим и профессиональным навыкам. Такое обновление потребовалось из-за бурного развития технологий и необходимости постоянно актуализировать инженерные знания. В 2024 г., продолжает Баскин, университет выстроил комплексную технологию разработки программ, начав плотно сотрудничать с производственными подразделениями РЖД и вузами. В результате появились программы «Профессионал плюс. Движение» и «Профессионал плюс. Путь» для руководителей блока управления движением и хозяйства путей и сооружений. В 2024 г. их прошли на базе пяти университетов путей сообщения 400 руководителей железнодорожных станций, служб и дистанций пути.

Постоянно актуализирует свои программы с опорой на стратегические цели и запрос бизнеса и «Газпром нефть», рассказал представитель компании. По его словам, в 2024 г. «Газпром нефть» разработала более 100 новых образовательных программ и 120 дистанционных курсов. Самое большое внимание было уделено программам развития профессионально-технических компетенций – прирост таких программ по сравнению с 2023 г. составил 30%. Выросло также число тренингов для развития управленческих компетенций – на 9% по сравнению с 2023 г. Сейчас бизнес фокусируется именно на профессиональном обучении, комментирует Анна Тимофеева, старший партнер и руководитель практики «Управление талантами» компании «Экопси». По ее словам, даже те компании, где официально нет своего КУ, выстраивают собственные центры технического и профессионального обучения. В основном это происходит не в столичном регионе, а в промышленных региональных кластерах. Эти обучающие центры делают ставку на внутреннюю экспертизу и тесное сотрудничество с профильными вузами. И по сути это тоже КУ, хотя они зачастую так не называются.

75 400 человек составила в 2024 г. целевая аудитория российских корпоративных университетов, показало исследование Высшей школы бизнеса ВШЭ. Для сравнения: в 2023 г. она составляла 109 700 человек, а в 2022 г. – 73 100

Где качество, там и прибыль

Многочисленные исследования подтверждают, что обучение сотрудников актуальным для бизнеса навыкам положительно влияет на выручку и прибыль. По оценке американской Ассоциации развития талантов (ATD), компании, инвестирующие в комплексные программы обучения, получают на 24% больше прибыли, чем те, которые экономят на развитии сотрудников.

Однако важно не просто внедрять обучающие курсы, но и оценивать их качество и результативность, свидетельствует еще одно исследование, проведенное американской обучающей платформой Grovo. По оценке ее экспертов, ущерб от неэффективного обучения может достигать $13,5 млн в год на каждую тысячу сотрудников.

«Ведомости. Идеи управления» спросили российские компании, как они оценивают качество программ своих КУ, чтобы избежать подобных убытков. Опрос показал: в жестких условиях рынка крупные работодатели пользуются всеми возможными способами, чтобы привлечь внимание аудитории к своим программам, и тут же измеряют полученный результат с помощью целого пула метрик и методик.

Например, в НЛМК недавно переработали методики обучения и ввели интерактивные форматы в виде симуляций, изучения кейсов и ролевых игр, рассказывает директор университета НЛМК Полина Колесова. После этого, говорит она, компания зафиксировала рост качества обучения по двум основным параметрам – рост индекса лояльности сотрудников NPS в отношении программ и в отношении тренеров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Северный приоритет Северный приоритет

Как Россия пытается спасти Арктику от оттока населения?

Ведомости
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
«При загрузке видео на платформу происходит некая магия» «При загрузке видео на платформу происходит некая магия»

Сергей Косинский об искусственном интеллекте и будущем медиа

Деньги
Право на смелость Право на смелость

Певица Люся Чеботина и психолог Анетта Орлова — о любви к себе и сепарации

Psychologies
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Древние города Древние города

Что посмотреть в поселениях России, которым более тысячи лет

Лиза
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли рядом с нами находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
4 причины есть йогурт на ужин 4 причины есть йогурт на ужин

Какие преимуществ для пищеварения имеет употребление йогурта вечером

ТехИнсайдер
Татьяна Геворкян: «С годами на лице проявляются все эмоции, которые мы проживали» Татьяна Геворкян: «С годами на лице проявляются все эмоции, которые мы проживали»

Телеведущая Татьяна Геворкян о том, как выглядеть стильно без больших затрат

Здоровье
Доходное расхождение Доходное расхождение

Как продавцы маркетплейсов объяснят расхождения в налоговых декларациях

Ведомости
День любви День любви

Реальная история святого Валентина, не имевшая отношения к романтике

Дилетант
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога

Действительно ли лаки способны проникнуть в структуру ногтя и нанести ему ущерб?

VOICE
Невролог назвал 3 ошибки, которые люди совершают в молодости. Их можно исправить прямо сейчас Невролог назвал 3 ошибки, которые люди совершают в молодости. Их можно исправить прямо сейчас

Три вещи, которых можно избежать в молодости

Inc.
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты! Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты!

Мир ароматов в Древней Греции был куда богаче, чем может показаться

ТехИнсайдер
Сила притяжения нарастает Сила притяжения нарастает

Мировой ответ Китаю в сфере редкоземельных металлов — создание альянсов

Монокль
Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Жизнь в магнитном поле Жизнь в магнитном поле

Как изучают незаметные для органов чувств магнитные эффекты

Наука и жизнь
Я вас люблю Я вас люблю

Стоит ли признаваться в любви первой?

Лиза
Это не лень, а депрессия: 5 сигналов, что тебе нужна помощь Это не лень, а депрессия: 5 сигналов, что тебе нужна помощь

Как отличить депрессию от усталости или лени

VOICE
Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино

Как под страшной маской femgore скрываются сатира и социальная критика

Forbes
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Девелоперы придерживают дома Девелоперы придерживают дома

Почему девелоперы затягивают сроки сдачи многоквартирного жилья

Ведомости
Городские острова тепла вдвое снизили смертность людей из-за холода Городские острова тепла вдвое снизили смертность людей из-за холода

Городской остров тепла снижает смертность населения от холода на 51,5 процента

N+1
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Малая и средняя конкуренция Малая и средняя конкуренция

Субъекты малого и среднего бизнеса видят усиление конкуренции. Итоги мониторинга

Ведомости
Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов

Как радикально повысить производительности труда?

Forbes
Открыть в приложении