Минеральные льготы: как работает господдержка производителей удобрений

Российские власти изучают необходимость увеличить поддержку производителей удобрений. По мнению участников рынка и экспертов, уже действующие меры помогли запустить в отрасли крупные инвестиционные проекты, но их в будущем может быть недостаточно — на рентабельность бизнеса давит снижение цен на мировых рынках, а также добровольно зафиксированные внутренние цены для российского АПК. Forbes разбирался, нуждаются ли компании отрасли в дополнительной поддержке.
10 марта президент Владимир Путин обновил Доктрину продовольственной безопасности. В ней появился раздел о роли России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Основная ставка сделана на партнерства с дружественными государствами, ключевая задача — развитие внутреннего рынка сельхозпродукции и минеральных удобрений, который позволил бы не только нарастить экспорт, но и в случае необходимости оказывать гуманитарную помощь на международном уровне.
Вскоре после публикации президентского указа о внесении изменений в доктрину, интервью «Российской газете» дал глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев. Он сообщил, что в 2024 году Россия поставила рекорд и по производству удобрений (всего 63 млн т, по этому показателю страна заняла второе место в мире после Китая), и по их экспорту (42 млн т). В 2025 году, по прогнозу Гурьева, производство и экспорт должны достичь новых рекордов — 65 млн т и 44 млн т соответственно.
Гурьев также отметил, что с 2013 года в отрасль минеральных удобрений в России было инвестировано 1,9 трлн рублей. Эти вложения, по его словам, были бы невозможны без действующих механизмов господдержки, среди которых Гурьев назвал специальные инвестиционные контракты (СПИК), корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Чиновники изучают возможность введения дополнительных льгот. Так, 7 марта на заседании у заместителя председателя правительства Александра Новака отмечалось, что, хотя внутренний рынок обеспечен минеральными удобрениями, возможны риски при их поставке в «недружественные» страны. Министр экономического развития Максим Решетников, выступая на заседании, отметил высокую кредитную нагрузку производителей минеральных удобрений и необходимость активно инвестировать в развитие отраслевых предприятий. По итогам заседания Новак поручил правительству оценить необходимость применения дополнительных мер поддержки для предприятий сектора.
Как работает господдержка
СПИК заключается между инвестором и государством. Инвестор обязуется реализовать конкретный проект, а государство — обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить поддержку. Механизм действует в двух вариантах. СПИК 1.0, запущенный в июле 2015 года, применяется для проектов по созданию или модернизации производства промышленной продукции стоимостью от 750 млн рублей. СПИК 2.0 предполагает минимальный размер инвестиций и применяется для проектов с использованием современных технологий с высокой степенью локализации.
Эти контракты подписывают три участника: сама компания, представители федеральных властей в лице Минпромторга и региональные власти. Каждый СПИК содержит определенные требования, в частности, создание рабочих мест, строительство жилья, социальной инфраструктуры. Оба СПИК предоставляют налоговые льготы. Среди них льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, и возможность снижения ставки налога на прибыль до 0%. Кроме того инвесторы получают федеральные и муниципальные субсидии. Гарантии неизменности налогового режима на время действия СПИК предоставляет стабилизационная оговорка, также называемая «дедушкиной оговоркой» (от английского grandfather’s clause).
Другой механизм — КППК — обеспечивает производителям ориентированной на экспорт продукции доступ к льготному кредитованию. Еще одна льгота — льготное финансирование в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — предполагает субсидирование 4,5 п.п. ставки по кредитам, которые производители экспортной продукции берут в банках. Механизм СЗПК позволяет инвестору возместить до 100% инфраструктурных затрат, а также сократить выплаты по займам через налоговые вычеты. СЗПК защищают интересы инвесторов, создавая прогнозируемых условия осуществления крупных инвестиционных проектов — стоимостью от 750 млн рублей на федеральном уровне, и от 200 млн рублей — на региональном. По этим соглашениям инвесторам также гарантируется неизменность налоговых условий на весь срок реализации проектов.