Почему у одних самолетов крыло находится в нижней части фюзеляжа, а у других в верхней: 15 неочевидных причин
Крылья транспортных самолетов обычно расположены высоко – они высокопланы. Но бывают исключения. Пассажирские реактивные авиалайнеры, наоборот, в своей массе низкопланы, но, опять же, есть среди них и отщепенцы-высокопланы. В малой авиации вообще черт ногу сломит, пытаясь разобраться в том, почему один самолет высокоплан, а его ближайший конкурент вполне может быть низкопланом.
У каждой из двух схем есть масса достоинств и недостатков. Выбирая наиболее подходящую для будущей машины, авиаконструкторы учитывают около 15 факторов, которые иногда противоречат друг другу – вот почему их выбор часто неочевиден.
Двигатели: пропеллер против турбины
Во многих случаях этот фактор оказывается самым важным. Турбореактивный двигатель имеет небольшой диаметр, его можно установить очень низко у самой земли.
Самолеты, оснащенные турбовинтовыми или поршневыми двигателями, имеют пропеллеры довольно большого радиуса: чтобы лопасти не задевали землю, их приходится поднять выше. Вот почему большинство таких самолетов сконструированы как высокопланы.
Высокопланы более приспособлены для необорудованных аэродромов
Если самолет должен эксплуатироваться в трудных условиях, на грунтовых и небольших аэродромах, или приземляться на воду (гидросамолет), то крыло стараются поднять выше и подальше от земли – источника пыли, мусора и воды. Это позволяет лучше защитить и крыло, и двигатели от засорения и ударов о землю при грубой посадке.