От Макинтоша до Лисицкого: 10 переизданных объектов знаменитых дизайнеров
В истории дизайна XX века насчитывается немало знаковых предметов, а право на их переиздание — безусловная привилегия. Стилист Марина Бессонова выбрала десять легендарных объектов дизайна, которые перевыпустили не менее легендарные фабрики.
Стул 292 Hill House 1
Дизайнер: Чарльз Ренни Макинтош
Год создания: 1902
Производитель: Cassina
Где купить: салоны «Трио», «Макслевел», «Интерьеры Экстра Класса»
Чарльз Ренни Макинтош — шотландский архитектор, дизайнер и художник. Со временем в его работах плавные изогнутые линии модерна объединились с чистой японской эстетикой — этот прогрессивный симбиоз стилей четко прослеживается в интерьерах знаменитого дома Хилл-хаус.
Особняк в Хеленсборо на западе Шотландии был спроектирован Макинтошем для издателя Уолтера Блэки и его семьи в 1902 году. Помимо архитектуры здания Макинтош взялся и за его внутреннее убранство: он самостоятельно создал всю мебель и фурнитуру к ней. Все объекты были призваны подчеркнуть пространство.
Большой ажиотаж вызвали два стула, которые Макинтош поставил в главной спальне Хилл-хаус. Высокая спинка и горизонтальные перекладины, покрытые черным лаком, — дань той самой японской эстетике и венским художникам-сецессионистам. Аскетичный и прямой на вид стул на самом деле оказался очень удобным: его спинка была слегка изогнута, что позволяло без проблем опереться на нее. Макинтош считал, что подобная мебель помогает управлять пространством. Когда посетители собирались за столом, они словно пропадали за высокими спинками. Тем самым стул, по его мнению, позволял уединиться.
Кресло Purkersdorf
Дизайнер: Йозеф Хоффман
Год создания: 1903
Производитель: Wittmann
Где купить: салоны Krassky, «Интерьеры Экстра Класса», «Частная Коллекция»
Начало XX века ознаменовалось в Австрии образованием Венских мастерских — объединения дизайнеров, ремесленников и художников Венского сецессиона, задача которых состояла в слиянии изобразительного, декоративного и прикладного искусств. Идеологом направления выступал австрийский архитектор и художник Йозеф Хоффман, а его санаторий Пуркерсдорф стал одним из ярких символов творчества сецессиона.
Хоффман создал уникальное пространство, в котором каждый элемент интерьера был полноценным произведением искусства, взаимодействующим со всей обстановкой (такая концепция получила название «гезамткунстверк», от немецкого gesamtkunstwerk — «объединенное произведение искусства»). Одной из основных составляющих интерьера залов санатория стало кресло Purkersdorf. Форма в виде куба и четкая геометрия характерны для большинства предметов, созданных Венскими мастерскими, а черно-белая клетка была излюбленным орнаментом сецессионистов. Стоит отметить, что работа венских мастеров послужила отправной точкой для архитекторов-модернистов, включая Ле Корбюзье и школу Баухаус.
Стол для конференций M61
Дизайнер: Эль Лисицкий
Год создания: 1923
Производитель: Tecta
Где купить: галерея Bulthaup (Санкт-Петербург)
Октябрьская революция 1917 года и Первая мировая война оказали влияние в том числе и на дизайн — новой мерой переустройства визуальной культуры стал конструктивизм, который проник во все сферы искусства. Одними из самых ярких представителей конструктивизма в России были Александр Родченко и Эль Лисицкий.
Лисицкий — ключевая фигура авангарда, графического и выставочного дизайна. Оставаясь поклонником творчества Казимира Малевича, он тем не менее был верен собственным формам — это прослеживается в одном из самых известных плакатов художника «Клином красных бей белых» (1919), а также в эскизах мебели которые он оставил после себя. Лисицкий пропагандировал формы, которые будто бы парят в воздухе и легки сами по себе. В основе задуманных стульев и столов лежали такие материалы, как стекло, сталь, дерево и цемент. Немецкая компания Tecta реализовала видение художника, который считал себя помимо прочего инженером и конструктором.
Кресло Wassily
Дизайнер: Марсель Брейер
Год создания: 1925
Производитель: Knoll Internationall
Где купить: компания Concept
В школе Баухаус мастерская по изготовлению металлических изделий считалась наиболее продуктивной, а ее предметы сформировали абсолютно новую эстетику дома и интерьера. Один из самых талантливых студентов (а позже и преподавателей) школы Марсель Брейер всем материалам предпочел трубчатую сталь, чем оказал огромное влияние на дизайн XX века. Сталь не имела ничего общего с домашним теплом и уютом, зато скелетообразная мебель Брейера не засоряла пространство.