«Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли
16 мая состоятся торги Аукционного дома «Антиквариум», на аукцион будет выставлена уникальная коллекция, в которую вошли предметы из архива «Лили Брик Бронзового века» — графини Елены Щаповой де Карли, второй жены писателя Эдуарда Лимонова. Forbes Lifе впервые публикует отрывки из писем.
Аукционные торги с предметами из личных архивов известных деятелей культуры стали визитной карточкой «Антиквариума». И ближайший аукцион (в этот раз в онлайн-формате), в продолжение этой традиции, представит коллекцию «Лиля Брик Бронзового века. Письма, автографы, живопись, графика, фотографии из личного архива Елены Щаповой де Карли». Ее главная ценность — откровенные, местами эротические, письма Эдуарда Лимонова, чьей женой была Щапова.
Архив Елены Щаповой де Карли был предложен «Антиквариуму» для продажи на аукционе самой владелицей по рекомендации Марии Гиппиус (внучатой племянницы Зинаиды Николаевны). Переговоры шли несколько месяцев, но в начале этого года было принято окончательное решение вернуть архив в Россию. Он был привезен в Москву в начале марта. Через несколько дней не стало Эдуарда Лимонова, с которым связано значительная часть и архива, и жизни его второй жены. Именно эта утрата определила дальнейшие планы. 14 мая из печати выйдет каталог аукционной коллекции «Лиля Брик Бронзового века. Из архива Елены Щаповой де Карли». А этим летом будет опубликована книга «ЭЛ. Письма к Элен» с сохранившимися посланиями Эдуарда Лимонова, воспоминаниями и комментариями Елены Щаповой де Карли.
Письма Эдуарда Лимонова, столь же обнаженные в описании переживаемых чувств, как его роман «Это — я, Эдичка», писались с ним почти параллельно в конце 1970-х. Как спасение от вдруг нахлынувшего одиночества «в марте, после моей трагедии, когда меня оставила моя жена Елена».
Щапова и Лимонов были вместе после того, как она ушла от первого мужа — преуспевающего и состоятельного художника Виктора Щапова, процветавшего в советской Москве. Ушла к «вечно голодному» поэту Эду (потом он будет почти всегда так заканчивать письма — «твой Эд») Лимонову, которого этот муж приглашал к себе, чтобы накормить. Ушла, потому что ей нравились его стихи. Она-то уже считала себя сложившимся поэтом. У нее уже вышли в cамиздате, то есть напечатанные на пишущей машинке в количестве пяти экземпляров, три сборника стихов. Один она ему подарит с надписью «Очень тебя люблю! И многие из этих стихов посвящены тебе».