От Афродиты до Рубенса: как менялось отношение к женскому телу в искусстве
Кто позировал античным скульпторам и художникам Возрождения? Почему нагота то уходила из искусства, то снова возвращалась? Как связаны эпидемии и мода на полноту? Разбираемся, как менялся идеал женского тела в искусстве
Анна Вихрова — историк, искусствовед, лектор, куратор выставочных и образовательных проектов, более 25 лет проработала в ГМИИ им. А. С. Пушкина . C 2014 года — куратор независимых выставочных проектов современного искусства.
— С древнейших времен было принято изображать обнаженные тела. В Древней Греции, например, было много скульптур, изображавших атлетичных мужчин, — и мужское тело как будто прославлено больше?
— Еще задолго до Древней Греции и Древнего Рима женское тело прославлялось как источник жизни. Можно вспомнить так называемых каменных баб, которые создавались в эпоху палеолита. Венцом этого стала, конечно, статуя Венеры Виллендорфской.
В Древней Греции мальчиков в семилетнем возрасте отдавали в гимнасии, где они много занимались физической культурой — по сути, это были спортивные школы. И к 17 годам даже юноши, склонные к полноте, с таким количеством нагрузок и средиземноморской диетой превращались в настоящих Аполлонов. В Элладе каждый год проходили массовые спортивные соревнования. Олимпийские и Пифийские с периодичностью четыре года, а еще Истмийские и Немейские. На каждом таком соревновании собирался цвет местного общества: художники, поэты, скульпторы. Они наблюдали, как обнаженные юноши, умащенные оливковым маслом и выглядевшие как медные статуи, состязаются между собой. Это вызывало эстетическое наслаждение и способствовало воспеванию именно мужской телесной красоты в искусстве.
— Какие образы греческих женщин были доступны для художников того времени в качестве вдохновения?
— У женщин в Древней Греции было два пути. Можно было стать порядочной женщиной. Это означало, что ты выходишь замуж в 14–16 лет, после чего находишься под опекой мужа. Естественно, такая женщина не имела ни имущественных, ни тем более политических прав — да что там, она даже не могла ужинать в том же помещении, что и ее муж. Это были скромные женщины, которые одевались в длинные одежды, на улице покрывали головы гиматием. Их основной обязанностью было рожать и воспитывать детей, а также ткать одежду для мужа, «наполняя» ее своей женской «энергией домашнего очага». В общем, жизнь это была закрытая, вдали от чужих глаз.
Но был и другой выбор — правда, не для всех, а в основном для женщин талантливых и чем-то примечательных: стать гетерой. Гетера — это, вопреки распространенному заблуждению, вовсе не проститутка. Это просто свободная женщина, которая живет независимой жизнью и занимается в основном искусством. Одной из самых известных гетер была, например, знаменитая Аспазия, впоследствии жена Перикла. Таких женщин приглашали на разные мероприятия — петь, танцевать, они также могли посещать театры, выставки, философские школы, что было совершенно недоступно для порядочных женщин.
Конечно, у гетер были так называемые меценаты — ведь эти женщины не могли сами себя содержать, делая тяжелую работу. Чаще всего это был один мужчина, что-то вроде гражданского мужа, иногда их было несколько.
— Как гетеры становились моделями для скульпторов?
— В Элладе ежегодно проводился праздник Афродиты, и для участия в нем выбирали самых красивых гетер. Они обнаженными стояли между колонн в портале местного святилища (в каждом крупном городе было свое), пока мимо шли процессии из разных людей, включая художников и скульпторов. Последние могли вдохновляться этими телами. Надо сказать, что гетеры не занимались спортом — это была территория мужчин, — но они много танцевали, делали массажи, в общем, держали себя в форме. Так что эти тела, как и мужские, были достаточно подтянутые — хотя у скульптур обязательно изображали расслабленный нижний пресс, чтобы показать отличие женщины от атлетичного мужчины с кубиками.