Олег Тиньков: «Можно быть миллиардером-раздолбаем»
Российский миллиардер рассказал Forbes Life, зачем ему собственный ледокол и как с юмором зарабатывать деньги
Основатель Тинькофф Банка Олег Тиньков — человек увлекающийся. Он путешествует, строит дома по всему миру и сдает их в аренду на тот период, когда сам живет в другом месте. Сейчас его проект La Datcha объединяет четыре особняка в горах, на Волге и на море. Две первые дачи открылись во Франции два года назад (декабрь 2016-го — Шале в Валь-Торансе и Куршевеле), летом прошлого года — рыбацкий лодж в Астрахани, а в этом году — палаццо в Форте-деи-Марми.
Показав итальянцам, что такое настоящее лакшери, российский бизнесмен взялся за обустройство фазенды на берегу Калифорнийского залива. В планах у Тинькова также строительство первого частного ледокола, а в мечтах — открытие дачи на Камчатке.
Об этом, а также о том, почему миллиардеру можно быть раздолбаем, Олег Тиньков рассказал главному редактору журнала Forbes Life.
Олег, у вас новая дача — палаццо в Форте-деи-Марми. Это первый проект в серии La Datcha, построенный не с нуля, а в переоборудованном палаццо 1930 года. Вы сменили концепцию своих дач?
Нет такого условия, чтобы каждая новая La Datcha обязательно начиналась с нуля. Например, сейчас началась стройка в Кабо-Сан-Лукасе в Мексике, на самом модном у голливудских звезд курорте. Я купил дом на берегу Тихого океана, где трех-четырехметровые волны, сломал его и строю новый. В Куршевеле, где все старое, пришлось строить новое. В Валь-Торансе вообще не было ни одного шале. В Форте-деи-Марми я приезжаю на лето уже 15 лет. Все эти годы на центральной площади стоял красивый заброшенный дом, отель Nettuno. Я на него смотрел внимательно года три и думал: наверное, какие-то проблемы с документами. А потом выяснил: дом не обременен юридическими проблемами. Нет покупателей.
В общем, стоял красивый дом. Я сделал due diligence (независимая оценка объекта инвестирования. — Forbes Life) и купил его. Пару лет назад на майских праздниках мы катались на великах с коллегой из банка Артемом Ямановым и сели отдохнуть в баре Pesce Baracca. Я говорю: «Вот видишь старый дом, обтянутый сеткой? Я его купил». Итальянец рядом догадался, о чем я: «Ты этот эль палаццо купил?» — спрашивает. А я-то хотел назвать виллой. Какая вилла? Палаццо! Сначала я нанял итальянского архитектора, потом выгнал, потому что наш Василий Шприц из Санкт-Петербурга лучше.
Итальянцы не догоняют, что такое лакшери
Если обратить внимание на итальянские дома (естественно, не брать Флоренцию, Рим — там-то была роскошь), то на средиземноморском побережье, например на Кот-д’Aзур, у французов, конечно, богаче. Сейчас палаццо, безусловно, лучший дом в Форте-деи-Марми, и поговаривают, что один из лучших в Тоскане. Естественно, я имею в виду побережье, не углубляясь в сторону Сиены или Лукки.
Тяжелый люкс.
Как сказал один мой друг: «Очень жирно». Местные приходят и говорят: «Ну, это, конечно, перебор». Вокруг нет такого жира. Но я понимал, что клиенты будут, они уже есть — казахи, арабы, русские. Оговорюсь сразу, это и для меня немножко перебор, но мне кажется, именно так наши люди и видят замок, палаццо, дворец. Мы не жалели ни золота, ни мрамора, ни парчи. Ну красиво! Вася — молодец! Все-таки чувствуется, что Вася (архитектор Василий Шприц) закончил Мухинское училище и живет в Петербурге.
У вас там пляж, а какие еще развлечения?
Говорят, я единственный иностранец со своим частным пляжем. Вокруг только итальянские семьи. Я долго мучился: покупать — не покупать? Но купил. Хотя, если посчитать так называемый return on equity (ROE — показатель рентабельности собственного капитала компании. — Forbes Life), компания Apple дешевле стоит, чем этот пляж. Там немыслимые цены. Все-таки пляж я купил, и мэр разрешил мне установить 12 тентов — обычно на пляже от 50 до 150 тентов. В палаццо есть свой бассейн, ресторан (естественно, дорогой и хороший, с аквариумами с лобстерами), есть свой сад в сицилийском стиле. Сейчас согласовываем (итальянская бюрократия — это отдельная история) устройство на пляже ледяной комнаты со снегом, сугробом, чтоб из воды можно было запрыгивать в этот сугроб.
Есть быстроходная 90-футовая яхта Pershing. За два часа доходит до Эльбы и Портофино, за час — до Чинкве-Терра. Сложился триптих — дом, пляж и лодка, по-моему, все вместе хорошо работает. Палаццо не сдано всего на одну неделю в этом году, а ведь это первый год после открытия. Сейчас действуют entrance price, что называется. На следующий год подниму цены на 30%.