Чем опасно раннее развитие интеллекта?
Развивающие группы для детей в формате «играем вместе с мамой», подготовка к школе с пяти лет и другие кружки создают иллюзию безграничных возможностей для развития интеллекта ребенка. Раскрыть детский потенциал — идея фикс для многих родителей. Но что мы на самом деле делаем, когда развиваем ребенка. Объясняет нейропсихолог Мария Баулина.
1 Вынуждаем соответствовать ожиданиям
Несмотря на попытки обучать малышей в игровой форме, довольно скоро для всех участников процесса становится очевидно, что «игра» — лишь красивое название обычной дрессуры.
«Петенька, где буква «А»? Ну-ка, не отвлекайся! Положи машинку на место, подойти ко мне и посмотри на картинку, а я тебе потом мультик включу». Всего через несколько дней Петенька по законам образования условного рефлекса усваивает простую истину: если он называет буквы, взрослые радуются, если нет — огорчаются или раздражаются. С этого момента знание алфавита становится залогом мира в семье, поэтому интерес ребенка к буквам неуклонно снижается, а тревожность растет. Но, поскольку демонстрация отсутствия заинтересованности чревата конфликтами с родителями, ребенок постепенно обучается изображать энтузиазм и скрывать истинные чувства. Об этом эффекте очень точно пишет в своей автобиографической книге известная пианистка, а когда-то девочка-вундеркинд, Полина Осетинская: «Мне не позволялось быть или казаться несчастливой. Я обязана была ежесекундно испытывать и излучать счастье. Я научилась этому обратному аутотренингу, и никто никогда не видел меня неулыбчивой, грустной. Никому не приходило в голову, что находится за фасадом».
Многие родители и педагоги считают, что использование игрушек или других ярких материалов превращает занятие в игру. Но самое ценное в игре — возможность установить свои правила и выйти из нее в любой момент, просто заявив: «Я не играю».
Последствия.
К подростковому возрасту, а то и раньше, ребенок не будет знать, чего он хочет, потому что просто разучится хотеть. Ведь его желание заниматься чем-то интересным постоянно сталкивалось с препятствиями в виде развивающих занятий. Дальше все будет происходить по описанному Л.С. Выготским механизму интериоризации: видя, как родители пренебрегают его желаниями, ребенок сам перестанет прислушиваться к ним, а потом и вовсе подавит их, чтобы лишний раз не разочаровываться.