Во весь голос
«В моем мире всё должно быть прямо и честно», — говорит Ирина Старшенбаум, так же честно и прямо рассуждая на самые сложные и волнующие темы. 24 ноября на экраны выходит психологический триллер «Сёстры», в котором актриса не только сыграла одну из своих самых сложных ролей, но и впервые попробовала себя в качестве креативного продюсера.
В фильме «Сёстры» поднимается очень Важная и актуальная на сегодняшний день тема домашнего насилия. Чем Вас заинтересовала история, почему в Вас откликнулась?
Тема и сценарий, разумеется, играли для меня большую роль. Но я всегда в первую очередь иду работать к конкретному человеку, к художнику — в данном случае к Ване Петухову. У меня большое чувство доверия по отношению к нему, я восхищаюсь его талантом и считаю, что у него большое режиссерское будущее. Я очень люблю поддерживать талантливых дебютантов, играть в их работах, потому что, на мой взгляд, если ты уже некоторое время снимаешься и имеешь какой-то опыт, то это очень здорово — приходить к совершенно новым кинематографистам. С Ваней мы уже были знакомы до этого — я снималась в его втором короткометражном фильме вместе с Александром Палем. Мы играли пару, которая находится в кризисе отношений: он делает ей предложение, но она отвечает «нет» — фильм так и называется. Еще в процессе тех съемок я поняла по Ване, что он человек очень тонкий, большое внимание уделяет деталям. И это такая большая ценность, когда человек может работать и с твоим гримом, и с твоим костюмом, и непосредственно с твоей ролью, он может с тобой потрясающе анализировать абсолютно всё. Такие фильмы, как «Сёстры», необходимо снимать для того, чтобы люди просыпались, трезвели, возможно — не самым приятным образом, но смотрели на себя со стороны, задавали себе вопросы и работали со своей душой. Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно, но такие фильмы — это служение и режиссерское, и творческое, и актерское. И вообще, все люди, которые занимаются подобными проектами, выполняют самые глубинные, глобальные, сокровенные стороны своего предназначения. И особенно важно, когда это делает по-настоящему талантливый человек. Я никогда не смогу пройти мимо такого кино.
Вам лично когда-нибудь приходилось сталкиваться с проявлением психологического насилия?
Да, я сталкивалась с опытом психологического насилия, психологических манипуляций и в работе, и в жизни. Мне вообще кажется, что нет людей, которые с этим не сталкиваются, насилие всегда существует. Если ты уязвим, то встреча с абьюзом и манипуляциями может ввести тебя в ступор. Если ты не умеешь правильно выстраивать коммуникацию, то часто люди могут этим воспользоваться. Автор насилия, абьюзер, обесценивает какие-то вещи по отношению к человеку, на которого это нацелено. Например, он говорит: ты бездарна, ты ничего не можешь, ты плохо выглядишь. Я знаю, что подобное происходит и в театре, и на съемочной площадке, и на работе в офисе, в университете, в школе. Это всё про психологическое насилие, которое мы не должны недооценивать. Я часто сталкивалась с проявлениями агрессии в свою сторону, как и все мы. Единственное, чему я научилась, — выстраивать свои границы и, конечно же, замечать. Нельзя пропускать так называемые звоночки и оправдывать агрессора. Мой опыт научил меня сразу купировать эти проявления и обрывать контакт. Чтобы у людей не складывалось ощущение, что можно как-то нарушать целостность моего личного пространства. Для меня свобода — это главная ценность, и из этого я стараюсь выстраивать любую коммуникацию. Когда-то этот опыт меня очень расстраивал, я переживала, задавалась вопросами: как так можно, почему у людей такие жестокие проявления. Но я перестала задавать себе эти вопросы, как только перестала с этим сталкиваться, просто потому, что приняла для себя решение не встречаться с этим в принципе.
Со сложными моментами в жизни справляетесь обычно сами или прибегаете к помощи специалистов?
Зависит от ситуации. Иногда жизнь так странно выстраивается в какие-то обстоятельства вокруг тебя, что тебе самому интересно, куда тебя это приведет, чему научит. Бывает, тебя просто заклинивает, ты ходишь по кругу и не понимаешь, что происходит, — когда на душе неспокойно, когда ты не можешь себя принять, что-то разрешить себе, рефлексируешь, мучаешься от мыслей, что ты недостаточно хорошо что-то сделал или зашел в тупик во всех отношениях… В таких случаях я всегда обращаюсь к психотерапевту. Я вообще из тех людей, кто это очень приветствует, я нахожусь во внутренней работе. Люблю посещать разные тренинги, встречи, мероприятия, которые помогают людям соединиться со своими чувствами, учитывать чувства других людей, но не обуславливаться ими. Мне кажется, что мне это необходимо как артисту, как человеку, как женщине. В современном мире необходимо сохранить свою женскую красоту, мягкость, будучи при этом человеком, который много работает, будучи сильной