Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски»
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин специально для «РБК Инвестиции» рассказал, как новые условия влияют на частные инвестиции, оценил долгосрочные перспективы рынка и отметил важные трансформационные процессы

Российский фондовый рынок после февраля
После февральских событий и последовавшего ухода нерезидентов с российского фондового рынка основной движущей силой на нем стали локальные частные инвесторы, то есть население: с февраля по август их доля в объеме торгов акциями выросла с 43 до 76%. Несмотря на падение индекса Мосбиржи более чем на 60%, интерес населения к фондовому рынку не просто не угас, напротив, общее число розничных инвесторов выросло с 18,1 млн в марте до более чем 21 млн в августе. Это уже 28% экономически активного населения, и темпы роста все увеличиваются. Правда, с марта этого года люди стали осторожнее: при сохранении числа активных инвесторов на уровне прошлого года средний размер сделок снизился вдвое. «Рынок в значительной степени теперь зависит от поведения розничных инвесторов, а они сейчас во многом заняли выжидательную позицию», — говорила в конце мая первый зампредседателя Банка России Ксения Юдаева. Меняется и портрет начинающего инвестора: если в апреле — мае это были в основном спекулятивно настроенные клиенты, то в июне — июле — долгосрочные инвесторы в облигации.
На долговом рынке мы видим уже практически полное восстановление рынка российских корпоративных облигаций с достаточно узкими спредами к ОФЗ для корпоративных размещений, а также новации в части размещений в юане. Банковский сектор, несмотря на санкции, сохранил устойчивость, а именно он формирует основной спрос на корпоративные облигации и определяет их стоимость.
Опыт Ирана
Российский финансовый сектор столкнулся с широким набором санкций, но опыт того же Ирана показывает, что это не является препятствием для развития локального фондового рынка. Тегеранская фондовая биржа сегодня входит в топ-20 в мире. Ее капитализация сравнима с капитализацией Московской биржи на начало 2021 года — выше $1 трлн, хотя экономика Ирана примерно в шесть раз меньше российской. Индекс Тегеранской биржи за последние восемь лет с поправкой на инфляцию и рыночный обменный курс вырос в 1,6 раза, тогда как индекс ММВБ — в 1,2 раза, а основной американский индекс S&P 500 — в 2,6 раза. Количество компаний, акции которых обращаются на Тегеранской бирже, — 369, а вместе с еще одной иранской биржей Fara Bourse — 700, тогда как на Московской бирже число эмитентов всех котировальных уровней не превышает 274.
Какие факторы привели к столь показательному росту фондового рынка в Иране? Бюджет Ирана постоянно сводится с дефицитом, что приводит к росту госдолга и денежной массы, а следовательно, к высокой инфляции (30–40% в год с 2018 года). При этом ставки по банковским вкладам остаются существенно ниже нее. Как следствие, в отсутствие возможностей вывоза капитала иранцы вкладывают деньги в недвижимость и фондовый рынок.