Гений и безумство: как меняется творчество психически нездоровых художников
О связи творческого гения и безумства слышали многие. Нравится нам это или нет, но это факт — бывает так, что плодами психоза становятся гениальные творческие произведения. Но если пару веков назад гениальность не вызывала сомнений, то к современным художественным высказываниям есть вопросы.
Автор книги «Гениальность и помешательство» Чезаре Ломброзо писал: «Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство».
Создавая нечто великое, творцы выходят за рамки обыденного. И у этой медали две стороны: с одной — творческий гений, с другой — непереносимое страдание его обладателя. Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Эдвард Мунк — художники, которые имели серьезные психиатрические диагнозы. Писатели Франц Кафка, Николай Гоголь и Эдгар По страдали от разных форм депрессивных расстройств. Режиссёр Ларс Фон Триер нередко говорил в интервью о своем сложном психическом состоянии.
Это лишь небольшой список тех художников (в широком смысле), о чьих расстройствах что-то официально известно. Зачастую люди, подверженные душевным недугам, выбирают себе профессии, связанные с возможностью демонстрации этого состояния. Актеры, поэты, дизайнеры, творящие на грани понятного и сумасшедшего.
Например, Гоголь был признан общественностью сумасшедшим после публикации «Выбранных мест из переписки с друзьями»
Вечно страдающий выдуманными болезнями, писатель исповедуется перед читателем и делится самым личным: «Я слышал сам, что мое душевное состояние до того сделалось странно, что ни одному человеку в мире не мог бы я рассказать его понятно. Можно уподобить только положенью того человека, который находится в летаргическом сне».
На протяжении двух столетий до и после смерти Гоголя психиатры ставили ему разные диагнозы: периодический депрессивный психоз, паранойю, психопатию. Со своими недугами автор «Мертвых душ» боролся с помощью частых поездок за границу, где он творчески перерабатывал приступы в слова на бумаге.
Ольга Макарова, аналитический психолог, считает, что опасность публичного обсуждения этой темы заключается в возможном предоставлении пространства для романтизации психоза: «Хочу сразу от этого предостеречь, отметив, что среди пациентов психиатрических клиник Ван Гогов единицы на миллионы. Остальные просто страшно страдают от разрушающих их жизнь заболеваний. И даже Ван Гоги платят за свой психотический гений неподъемную цену.