«Елена Андреевна — это роль на вырост»
Светлана Колпакова в спектакле Дениса Азарова «Дядя Ваня» на сцене МХТ играет Елену Андреевну, молодую жену профессора Серебрякова. Ее легкое, светлое обаяние и чувство юмора прежде побуждали режиссеров предлагать актрисе в основном комедийные и острохарактерные роли. Елена Андреевна — один из самых прекрасных характеров, созданных Чеховым, роль-мечта для любой актрисы. Для Светланы это еще и возможность открыться зрителям с новой стороны!
Светлана, Елена Андреевна — ваша вторая чеховская роль, после Нины Заречной в «Чайке» Константина Богомолова, сыгранной в Театре под руководством Олега Табакова?
Это как посмотреть! Если считать Ольгу из Ростова в спектакле Богомолова «Идеальный муж. Комедия», то третья. Все-таки хоть там и пародийный эпизод, смешной и ироничный, но мы произносим в нем текст из пьесы «Три сестры». И да, Костя когда-то сделал мне большой подарок, доверив роль Нины Заречной во втором варианте своего спектакля «Чайка». Это стало неожиданностью, мне казалось, что это не самое привычное распределение ролей, ведь я скорее характерная актриса. Но его решение было таким. И оно расширило мой актерский диапазон.
Вам не обидно, что вы играли Нину лишь в первом действии этого спектакля, а во втором, в образе много пережившей героини, выходила уже Роза Хайруллина?
Обидно. Конечно, мне хотелось сыграть сцену появления Нины в конце пьесы, произнести ее финальный монолог, потому что именно в нем заключена вся боль и трагедия этой героини. Но я понимала, что таково режиссерское решение. Сейчас у меня снова чеховская героиня, и я как будто опять сдаю экзамен. Роль Елены Андреевны в «Дяде Ване» — еще одна огромная неожиданность. Когда режиссер Денис Азаров проводил кастинг актрис нашего театра, я на него не ходила: у меня были съемки, обязательства перед киногруппой, и я никак не могла выкроить время. Да и зачем идти? Совершенно очевидно, что я и не Соня, и не Елена Андреевна! Но в какой-то момент я всё же пришла. И вот оно как всё повернулось.
Замечательно повернулось!
Понимаете, я как будто не свой пиджачок примеряю. Что бы ни говорили о том, что современный театр лишен стереотипов, но существует типаж, психотип, привычное представление о том, какие актрисы должны играть эту роль. Сегодня я, безусловно, уже начинаю приспосабливаться к Елене Андреевне, дружить с ней, но всё равно мне это сложнее сделать, чем актрисам, которые подходят на роли героинь, что называется, «с листа». Думаю, это будет роль на вырост.
Недавно я видела вас на примерке костюмов, которые шьют для спектакля по эскизам замечательной художницы Марии Даниловой. И как раз увидела в вас Елену Андреевну. И еще вам очень идут платья того времени.
Если честно, я очень люблю костюмные постановки. Внешнее всегда помогает приблизиться к внутреннему. Корсет, который туго сжимает талию, рукава до фаланги пальцев по моде начала ХХ века — всё это диктует определенную пластику. Руки взлетают вверх, будто ты намазала их кремом и никак не опустишь. (Смеется.) Жесткая стойка воротника задает осанку, и ты уже не можешь сидеть сгорбившись. Мария Данилова — уникальный художник по костюмам, я с ней всегда советуюсь: вот у нас тут мизансцена, могу ли я в такой юбке присесть на корточки? Она отвечает: «Можете, Светочка, приподнимите подол повыше, мы как раз вашу нижнюю юбку увидим — зря, что ли, мы ее шили!» (Смеется.)
Ваша Елена Андреевна выходит замуж за профессора Серебрякова, человека намного старшее ее, по любви?
Конечно. Серебряков когда-то поразил ее своим умом, талантом, своей значимостью. Он ее взрастил, но время идет, и если муж сначала был для нее почти божеством, то теперь он как ребенок. А в ней бушует нерастраченная энергия, она находится на пике женственности и давит в себе свою витальность, свое природное желание влюбляться в других. Воспитание, венчанный брак, нравственные установки — всё это ее держит. Конечно, мы имеем тут дело с чистотой и верностью. Елена Андреевна всё понимает, но несет свой крест. «Неси свой крест и веруй» — это и про нее. И еще про нее — «но я другому отдана, я буду век ему верна». Она может на мгновение забыться и дать себе волю, но она никогда не уйдет от мужа, не сбежит в лесничество с Астровым.