Мир, дружба, "Гипнозис"
В центре сюжета сериала “Гипнозисˮ (доступен в онлайн-кинотеатре Окко) три товарища: адвокат, частный детектив и священник, обладающие паранормальными способностями. Мы встретились с исполнителями ролей двух из этих героев — Даниилом Страховым и Кириллом Кяро, чтобы поговорить о дружбе, кино и даре, который то ли благословение, то ли проклятье.

Даниил, вы говорили, что в каждом сценарии ищите так называемый чердак роли. Каков он в "Гипнозисе"?
Даниил Страхов: Чердак на то и чердак, чтобы гостям его не показывать. Он завален нашим прошлым. Ошибками, слабостями, обидами, которые нанесли нам, и ранами, которыми мы покрыли вокруг себя всё пространство наших воспоминаний, своих возлюбленных и врагов. И вы хотите, чтобы об этом я вам рассказал? Чердак роли — это то, что в сценарии не прописано. Это поиск источника, из которого можно питаться, когда текст, возможно, дурной и сцена не очень написана. Когда не понимаешь, про что играть. На что можно опереться и предложить режиссеру не играть пресловутые слова, а попытаться найти за сюжетом какие-то смыслы. Но чердак всегда необходим, даже когда это блестящий сценарий. Наши сценарии в большинстве своем, к сожалению, перестали быть историями, а стали просто набором слов. Теперь это набор сюжетных ходов, их нехитрая вариация и монтаж помельче. И всё. А если пауза в сцене, то будь уверен — пойдет под нож. И неважно, что она смысловая, это никому не интересно. Потому что само это понятие — про что кино, про какие смыслы — с успехом искореняется из профессии. Это общая практика. Самое интересное, что продюсеры зачастую этого и требуют. И мучают режиссера, зачем он снимает какое-то “свое” кино. Требуют хронометраж и отсутствие проблем. И не более. А потом, когда “случайно” получается что-то выше “среднего формата”, гордятся своими успехами. Это всё, конечно, я вырежу. Тимофей Жалнин, режиссер картины, оказался прекрасным товарищем, с которым многие вещи и вопросы стали преодолимы. В нем много мягкой силы, но это сила. И в сочетании подчас с яростью моего отношения к материалу рождалось что-то путное. Я на это уповаю.
Кирилл Кяро: В сериале мы видим наших героев не только в настоящем времени, но и возвращаемся в их прошлое. Для этого нужно было договориться, “пофантазировать с собой молодым”, то есть в моем случае с Денисом Баталенко — актером, который играет молодого Григория, — кем наш с ним герой был до показанных в сериале событий? Для этого мы встречались с Денисом и режиссером фильма Тимой еще перед съемками и придумали, что наш герой, до того как стать священником, был рок-музыкантом, барабанщиком. Отсюда и мотоцикл, на котором он ездит, и его привычка периодически отбивать ритм. Я очень рад, что он не совсем обычный священник. А еще я хочу сказать, что та церквушка у реки, где он служит, уже была мне знакома — я там снимался в сериале “Юг” и еще тогда поразился, насколько она нестандартная — в ней есть что-то настоящее и святое, причем без всякого лишнего золота. Когда мы закончили съемки в церкви и всю киносъемочную утварь вынесли, все вышли — я еще раз зашел в нее, чтобы уже в тишине от киносъемочной суеты попрощаться. Поблагодарить и за “Юг”, и за то, что нас она приняла. Много хорошего было там у меня.
Ваш герой реставрирует эту церковь (так что постукивает не только отбивая ритм, но и молотком тоже). Тут мы можем вернуться уже в ваше прошлое — вы же тоже работали на реставрации?
КК: Да, когда я оканчивал школу, то подрабатывал, участвовал в реставрации. Этот дом, кстати, до сих пор стоит и прекрасно выглядит, хотя прошло уже лет тридцать. Особенно это приятно моему отцу — он видит его и вспоминает, как я там по лесам лазил. Кстати, ремонт в сериале не только у моего героя. Ремонтное состояние — это скорее метафора, придуманная Тимой. Когда будете смотреть, подумайте об этом.

Одна из тем в “Гипнозисе” — это дружба. А какие у вас отношения с партнерами по фильму за кадром?
ДС: Ну давайте начнем с того, что картина не про дружбу, а как раз про скелеты в шкафу, которые иногда выпадают, когда долго не поднимаешься на тот чердак, о котором мы говорили выше. И наши герои скорее связаны одной тайной, одной кровью, одной кровоточащей совестью на троих. Так что их дружба — это не “Три мушкетера”, тут уж про другое. Это картина про месть и неизбежность расплаты, про то, что память избирательна, а наши поступки с возрастом могут менять оценку. Про то, что нет белого и черного, точнее, есть, конечно, но на практике твой дом обрастает не только чердаками, но и подвалами. И тут нам в помощь оператор Саша Мартынов с почти монохромным изображением, в котором нет цветовых нюансов, многообразия, но тем не менее оно дает возможность ослепить зрителя какой-то неожиданной яркой деталью, которая сразу становится чем-то более ценным, чем просто очередное пятно среди прочих красивых картинок. У героини Насти Куимовой много таких деталей.