Интервью с предпринимателем о технологическом бизнесе в России
Максим Нальский — российский предприниматель, владелец нескольких крупных IT-компаний. Главный редактор «Сноба» Ксения Чудинова поговорила с ним об отечественной IT-индустрии и различиях между российскими и американскими пользователями
Ɔ. Недавно я прочитала книгу Даниила Туровского «Краткая история русских хакеров». Ее ключевая мысль: главное богатство нашей страны — это не нефть или газ, а русские айтишники. Вы с этим согласны?
Да, абсолютно. Все благодаря базовому образованию: техническому, физическому, математическому. Но не только. Уникальность российских программистов в том, что они могут решать сложные задачи — когда нужно сделать что-то такое, чего другие не могут; когда нужно брать умением, а не числом. При этом стоимость сотрудников в три-пять раз ниже, чем в той же Силиконовой долине.
Ɔ. С индусами по этому показателю можно сравнить?
Индусы намного дешевле, но они как раз из тех, кто берет количеством.
Вообще в IT есть два формата. Первый — заказная разработка, когда, к примеру, Сбербанк нанимает 10 тысяч программистов (из пары сотен тысяч, имеющихся в стране) для своего «Сбертеха», и они делают разработки специально для этого банка. Второй — когда относительно небольшая продуктовая команда решает глобальные задачи. И вот здесь наши особенно хороши. Например, в соцсети «ВКонтакте» сейчас 60–100 миллионов пользователей, а сделала его команда из 20–30 человек. Пусть даже эта соцсеть только для русскоязычных пользователей и не самая крупная в мире, но задача решена масштабная. Если говорить про iiko (платформа Нальского для автоматизации ресторанного бизнеса. — Прим. ред.), то в конце 2018 года мы открыли офисы в Лондоне и в Дубае, и в первый же год наш английский офис продал сервис 300 ресторанам. Это хорошее начало для компании из России на фоне всех рисков, которые мы совершенно не могли предвидеть (имеются в виду прежде всего санкции из-за «дела Скрипалей». — Прим. ред.). Выручка в России в итоге составила 80%, за рубежом — 20%. И все это сделала команда из 110 человек.
Ɔ. Чем обусловлено ваше внимание к глобальным рынкам? России и локальных рынков вам мало?
Все очень просто. Пока ты работаешь на локальном рынке, неважно, в России или где-то еще, ты не видишь глобальной конкуренции и не знаешь, что, возможно, тебя кто-то сожрет через три года, просто потому что он предлагает решения, по функционалу перекрывающие твои. Конкурируя на глобальном рынке, ты по разным признакам это замечаешь. Во-первых, к тебе приходят и от тебя уходят пользователи, и ты всегда стараешься понять, куда они ушли и что вообще происходит. Во-вторых, важно чувствовать пульс технологий. Общаясь с живыми людьми, за каких-нибудь два часа узнаешь больше, чем за год чтения блогов, новостей, да чего угодно.
Ɔ. Про Лондон и Дубай вы уже сказали. Какие планы теперь?
Вообще, у нас есть реселлеры уже в 30 странах. Первые свои офисы мы открыли в Великобритании и ОАЭ, на очереди европейские рынки. Мы присматриваемся к Китаю и пока не хотим идти в США, потому что мы хотим быть ближе к России. К тому же на американский рынок надо идти с бо́льшими финансовыми ресурсами и, вероятно, привлекать отдельный раунд от местного инвестора.
Ɔ. Но это и огромный рынок.
Да, но не надо спешить, пытаясь объять необъятное. Наша задача сейчас — сделать компанию международной. Это означает, что язык общения внутри, скорее всего, станет английским. Поэтому мы выбрали Великобританию. Но если бы не было англоязычной страны в пределах четырех часов полета от Москвы, то, может, открылись бы в Нью-Йорке.
Есть еще такой интересный момент: в России наш премьер-министр, еще будучи руководителем ФНС, инициировал повсеместное внедрение онлайн-касс, и сейчас, если вы что-то покупаете в магазине и пробиваете чек, эта информация тут же идет в налоговую. На самом деле это революция налогового администрирования, поскольку теперь невозможно занижать выручку, как какие-нибудь 10–15 лет назад. И так в мире пока мало кто делает, но рано или поздно будут делать все. Мы смотрим, какие страны принимают аналогичные законы, и планируем открывать офисы в первую очередь там.