«Вся эта топливная история — она про неравенство»

Почему рост цен на топливо вызывает острое недовольство в разных странах мира

ОгонёкОбщество

«Вся эта топливная история — она про неравенство»

Почему рост цен на топливо вызывает столь острое недовольство в самых разных странах мира, от Франции до России? О природе кризиса и о том, почему он разогнал социальный протест, «Огонек» поговорил с экономистом Леонидом Григорьевым, только что представившим собственное исследование по неравенству

Беседовала Светлана Сухова

Во Франции попытки поднять топливный сбор привели к уличным столкновениям. Фото: AP

Бунт «желтых жилетов» будоражит Францию больше месяца и уже вынудил власть пойти на уступки: президент Макрон ввел мораторий на повышение налогов на топливо в течение года. Протестующие тем не менее недовольны: они требуют отмены, а не замораживания роста цены на топливо. Реальная же проблема и того круче: топливный кризис стал катализатором всеобщего недовольства, от Германии до России. Как успокоить страсти и, главное, в чем их истинная причина?

Об этом «Огонек» поговорил с главным советником руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, научным руководителем департамента мировой экономики НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), профессором Леонидом Григорьевым.

Леонид Григорьев, экономист

— Леонид Маркович, как вы объясните: почему бензиновый кризис охватил под конец года столько стран разом? И почему его взрывоопасный потенциал удалось смягчить для России, но не для Франции, где власти отступают и маневрируют, а на кону — уже репутация президента Макрона?

— Во Франции богатая традиция уличных движений и по моим личным ощущениям бензин — это повод. Борцы в желтых жилетах не похожи на пострадавших от роста цен на дизель дальнобойщиков…

Если же мы говорим о причинах повышения цен на бензин, то они различны: в Европе важную роль играет мировая цена на нефть, тогда как в России — нет. И там уже не в первый раз рост цен на топливо приводит к накалу страстей: сегодня почему-то забыли, как 10 лет назад в той же Франции «полыхали» забастовки рыбаков. Несколько авиакомпаний в ЕС тогда обанкротились из-за резко взлетевшего в цене авиакеросина. Сейчас же в числе недовольных, например, дальнобойщики и те, кто зарабатывает извозом любого рода, потому что они далеко не всегда могут переложить выросшие затраты на потребителя.

— Но ведь цена на нефть пошла вниз...

— Все верно, но если налоговая составляющая в цене на бензин в России примерно 40 процентов, то в Европе — еще выше. Средняя стоимость топлива в той же Франции около 128 рублей, если перевести средние 1,7 евро за литр топлива по курсу ЦБ России. Это не говоря о том, что российские производители топлива не покупают нефть по мировым ценам. Если бы было так, бензин в России стоил бы 100–120 рублей за литр или хотя бы дотянул до американского уровня — в 1 доллар за литр (65–66 рублей). Впрочем, благодаря девальвации национальной валюты в 2014-м Россия сегодня на полпути к цене «доллар за литр»: 45 рублей — это все же не доллар, как четыре года назад (на 1 марта 2014 года курс, напомним, был 36,18 рублей за доллар.— «О»).

На самом деле оптовая цена на топливо стала расти еще этой весной, и независимые продавцы даже были вынуждены поступиться долей прибыли ради сохранения спроса. Перелом же произошел в сентябре, когда цена на нефть подпрыгнула до отметки в 80 (максимум был 86) долларов за баррель, и Европа не могла не отреагировать, а следом за ней и Россия. Причем ровно потому, что рост европейских цен на бензин сделал очевидной выгоду от наращивания экспорта нефтепродуктов из России: прибыль явно перекрыла потери от фискальных барьеров на этом пути, вот цены на отечественный бензин и поползли вверх.

— Тем не менее статистика свидетельствует о крайне незначительном росте экспорта бензина за 8 месяцев 2018-го — всего на 0,4 процента. Как же так?

— По соглашениям правительства с нефтяными компаниями последние могут экспортировать топливо только после выполнения определенного количества поставок (теперь еще плюс 3 процента) на внутренний рынок. Пока европейские цены не стали так заманчивы, нужды не было тратиться на преодоление административных барьеров (не будь последних, отечественный бензин шел бы в Европу, «преодолевая узость труб»). Но заградительные барьеры действуют до поры до времени. Не удивлюсь, если данные за сентябрь — октябрь покажут рост экспорта бензина. Ведь производители все время балансируют, делая ставку на продажи то на внешнем, то на внутреннем рынке. На этот процесс пытается влиять государство, а бизнес ведет себя так, как ему и положено: большие компании пытаются увеличить прибыль, малые — стремятся выжить.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир, труп, май Мир, труп, май

«Огонек» присмотрелся к жанру народного сериала

Огонёк, август'19
Русский пир Русский пир

Такие автомобили, как Renault Arkana, принято называть программными

Maxim, август'19
Стойка раздора Стойка раздора

Минтранс обсудит введение платы за регистрацию в аэропортах с участниками рынка

РБК, декабрь'18
Иван Бессонов Иван Бессонов

16-летний пианист из Петербурга победил на классическом «Евровидении»

Собака.ru, октябрь'18
Сердце красавицы Сердце красавицы

Звезда Венской оперы и чемпионата мира по футболу в Москве Аида Гарифуллина

Tatler, январь'19
Елочка, живи! Елочка, живи!

Выбираем, ухаживаем и даем вторую жизнь лесной красавице

Лиза, декабрь'18
Шанс на жизнь Шанс на жизнь

Рассказ о хирурге, мужеством и жизнелюбием которого восхищаются все

StarHit, декабрь'18
Вопрос на миллион Вопрос на миллион

Сравнительный тест Hyundai Solaris И Hyundai Creta

АвтоМир, декабрь'18
Мечта поэта Мечта поэта

Главные героини январских премьер размышляют о свободе и порядке

Vogue, январь'19
Стрессоустойчивость: можно ли ее развить? Стрессоустойчивость: можно ли ее развить?

Как научиться правильно реагировать на неприятности и перестать нервничать

9 месяцев, январь'19
Chevrolet Cruze: жаль, что уехал Chevrolet Cruze: жаль, что уехал

Запас прочности Chevrolet Cruze

АвтоМир, ноябрь'18
Римские каникулы Римские каникулы

Шэрон Стоун смогла уйти от бизнесмена к номинанту на Нобелевскую премию мира

StarHit, декабрь'18
В главной роли В главной роли

Четырехколесные «Мустанги» – герои культовых фильмов

Playboy, январь'19
Ищем махи-махи Ищем махи-махи

Словения – мекка европейской рыбалки

АвтоМир, декабрь'18
Занесенная ветром Занесенная ветром

Эмили Блант летает на зонтике в новом фильме «Мэри Поппинс возвращается»

Vogue, январь'19
Мои итоги-2018 Мои итоги-2018

Конечно, мудрец прав: все проходит – и печаль, и радость

StarHit, декабрь'18
Методом стыка Методом стыка

В столице проходит аттестация преподавателей детских школ искусств

Огонёк, декабрь'18
Ford Focus Ford Focus

Ford Focus. Просторный салон, комфортная подвеска, экономичный и тяговитый мотор

Quattroruote, январь'19
На своем веку На своем веку

Дельные советы о том, как правильно взрослеть и стареть, не делая глупостей

Playboy, январь'19
«Путь снизу — это обязательный элемент любой успешной карьеры»: и другие позитивные установки в интервью Алексея Talano «Путь снизу — это обязательный элемент любой успешной карьеры»: и другие позитивные установки в интервью Алексея Talano

Алексей Talano рассказал, как можно стать преуспевающим диджем

Maxim, декабрь'18
Долги от третьего юрлица Долги от третьего юрлица

ФНС раскрыла информацию по неуплате налогов компаниями

РБК, декабрь'18
Расстанемся друзьями? Расстанемся друзьями?

Как завершить этап расставания с партнером

Домашний Очаг, январь'19
Финский бизнес в России Финский бизнес в России

Финский бизнес взял выжидательную паузу в отношении активных инвестиций в Россию

Эксперт, декабрь'18
Скучать не придется! Скучать не придется!

Как интересно отпраздновать Новый год одиноким женщинам

Лиза, декабрь'18
Социальный бунт XXI века Социальный бунт XXI века

«Желтые жилеты» требуют уважения и немедленного повышения уровня жизни

Эксперт, декабрь'18
Где остановиться в Стамбуле: Hyatt Centric Levent Где остановиться в Стамбуле: Hyatt Centric Levent

Где остановиться в Стамбуле: Hyatt Centric Levent

National Geographic, декабрь'18
Это сладкое слово «свобода» Это сладкое слово «свобода»

Кристина Агилера – поп-звезда, которая прошла через всё

Cosmopolitan, январь'19
Смена декораций Смена декораций

Почему бы не встретить Новый год на перекрёстке путей и культур

Robb Report, декабрь'18
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes, январь'19
Джордж Мартин. Пламя и кровь. Кровь драконов Джордж Мартин. Пламя и кровь. Кровь драконов

Эксклюзивный отрывок приквела «Игры престолов», который написал Джордж Мартин

Maxim, январь'19