Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механикаНаука

Ракетный маневр

В стремлении подтвердить звание «Русской SpaceX» компания S7 Space форсирует создание собственных космических ракет-носителей и корабля нового поколения.

Текст: Михаил Котов

Российскую космонавтику часто критикуют за медлительность и неповоротливость. Огромная государственная структура Роскосмоса, включающая множество предприятий и компаний, плохо адаптируется к постоянным изменениям конъюнктуры и работе в современном, коммерческом ритме. И все чаще приходится слышать о том, что стране «нужен свой Илон Маск» – конечно, не сам миллиардер, а структура, нечто вроде его компании SpaceX, нестандартные решения и стремительный темп которой в корне изменили расклад сил в области космических запусков.

С прошлого года кандидат в «русский SpaceX» объявился: эту роль примеряет на себя S7 Space, с которой связывают едва ли не все еще теплящиеся надежды на развитие отечественной частной космонавтики. Однако положение компании нельзя назвать безоблачным. Лишь в мае 2018 года S7 Space завершила приобретение плавучего космодрома «Морской старт», потратив около 150 млн долл.; еще 25 млн в год будет стоить его обслуживание. А между тем возвращать эти инвестиции пока неоткуда: ракет-носителей для того, чтобы начать запуски в ближайшее время, нет.

«Морской старт» рассчитан на использование двухступенчатых ракет «Зенит». Продукт тесного сотрудничества аэрокосмических предприятий России и Украины считается одним из самых удачных из современных носителей, эти ракеты способны к полностью автоматизированному запуску. Однако в силу политической обстановки их совместное производство двумя странами практически невозможно, и S7 Space оказывается в непростой ситуации с перспективой еще одной заморозки уникального космодрома, простаивающего уже не первый год. Однако такой вариант, видимо, в компании предвидели и, невзирая на трудности, рассчитывают совершить серьезный рывок уже в течение ближайших трех лет.

Своя ракета

Именно в силу трудностей с созданием новых российско-украинских «Зенитов» в 2016 году Роскосмос запустил программу разработки ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», способной выводить на низкую околоземную орбиту до 17 т полезной нагрузки. По сути, она должна стать видоизмененной и модернизированной версией «Зенита», созданной исключительно из российских комплектующих. Например, на первой ступени планируется установить двигатель РД-171МВ производства НПО «Энергомаш» – модификацию «зенитного» РД-171, оснащенную российской системой регулирования и дополнительной защитой от возгораний. Двигатели РД-0124А на второй ступени «Союза-5» заменят РД-120, производящиеся украинским «Южмашем».

На разработку ракеты Роскосмос отводит восемь лет, и по плану коммерческая эксплуатация ракеты начнется в 2024 году. Но S7 Space такие сроки не подходят: компании столь долгое ожидание просто не по карману, и пуски с «Морского старта» должны начаться уже в 2022-м. Не слишком устраивает и сам «Союз-5» – считается, что уже к моменту старта заложенный Роскосмосом носитель морально устареет и вряд ли станет серьезным соперником основных игроков на рынке коммерческой космонавтики. Поэтому в S7 Space совершили необычный маневр, договорившись о получении эскизного проекта «Союза-5», на основе которого компания создаст свою «ракету последнего поколения». Комментируя этот шаг для «ПМ», генеральный директор S7 Space Сергей Сопов добавляет: «Чтобы ракету можно было назвать последним поколением, она должна отвечать как минимум двум требованиям – это многоразовость и автоматизированный запуск». Решить данную задачу для S7 Space взялся один из лучших конструкторов в России Игорь Радугин. Выходец из РКК «Энергия», он занял в компании должность генерального конструктора средств выведения, сменив

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения

Возможно, скоро мы сможем тренироваться, не вылезая из-под одеяла, прямо во сне

Популярная механика
Внимание на дорогу Внимание на дорогу

Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБК
Мусор и ветер Мусор и ветер

Как избавиться от мусора

Популярная механика
Стас Пьеха: Встреча с сыном – лучший подарок на Новый год Стас Пьеха: Встреча с сыном – лучший подарок на Новый год

Стас Пьеха признался, почему 31 декабря с салатом на столе для него не праздник

Лиза
Игра для настоящих мужчин Игра для настоящих мужчин

Нужно играть в «Калибр», чтобы выяснить, кто лучше

Популярная механика
Лариса Вербицкая: «Не люблю, когда муж моет посуду» Лариса Вербицкая: «Не люблю, когда муж моет посуду»

Лариса Вербицкая призналась «СтарХиту» в своих вредных привычках

StarHit
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Адмирал от оппозиции Адмирал от оппозиции

В истории русского либерализма имя Николая Мордвинова занимает особое место

Дилетант
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Взлет при падении Взлет при падении

Почему в России растет число долларовых миллионеров

Огонёк
Ударные стройки науки Ударные стройки науки

Национальный научный фонд (NSF) опубликовал детальную статистику за 2016 год

Популярная механика
Фингал Гибсона и хамство ДеВито: 9 абсурдных причин для утверждения на роль Фингал Гибсона и хамство ДеВито: 9 абсурдных причин для утверждения на роль

Фингал Гибсона и хамство ДеВито: 9 абсурдных причин для утверждения на роль

Playboy
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Быть мамой – это здорово! Быть мамой – это здорово!

Своим опытом материнства делятся наши читательницы

Лиза
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
Катя Гордон: «Скандал — это профессия и серьезная форма защиты» Катя Гордон: «Скандал — это профессия и серьезная форма защиты»

Кати Гордон рассказала, как и зачем она пришла в юридический бизнес

Cosmopolitan
Осколочно-фугасный ливень Осколочно-фугасный ливень

Осколочно-фугасный ливень. Рой ударных БПЛА с авиабомбами Hatchet

Популярная механика
Самые дорогие дома мира, выставленные на продажу Самые дорогие дома мира, выставленные на продажу

Forbes Life нашел дома, которые еще можно успеть купить к Новому году

Forbes
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Венедиктинцы Венедиктинцы

Сергей Минаев и Алексей Венедиктов спорят на тему информационных трендов

Esquire
Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
Гений из машины Гений из машины

Картины, созданные искусственным интеллектом, теперь продаются на аукционах

Robb Report
Сон разумов Сон разумов

Гибернация – одна из ключевых технологий для пилотируемых экспедиций в космос

Популярная механика
Методом стыка Методом стыка

В столице проходит аттестация преподавателей детских школ искусств

Огонёк
Вау-кубик больше, чем игрушка Вау-кубик больше, чем игрушка

WOWCube – проект нижегородского IT-бизнесмена Ильи Осипова и его 14-летнего сына

Популярная механика
ЦБ сохраняет предновогоднюю интригу ЦБ сохраняет предновогоднюю интригу

Эксперты оценили шансы на изменение ключевой ставки

РБК
Политическая география Тревора Паглена Политическая география Тревора Паглена

Жизнь в исполнении Паглена выглядит не слишком радостным киберпанком

Популярная механика
Андорра: княжество для бережливых Андорра: княжество для бережливых

Краткий гид по миниатюрному государству

National Geographic
Новое начало Новое начало

Разработка полноценной системы космического туризма

Популярная механика
Елена Захарова: «Всем сразу нравиться невозможно» Елена Захарова: «Всем сразу нравиться невозможно»

29 ноября на экраны выйдет драма «Последнее испытание»

Grazia
Открыть в приложении