Враг у ворот. Почему нужно прощать жесткость руководителю
Принято считать, что авторитарные руководители — это не прогрессивно. Однако существуют ситуации, когда жесткость просто необходима
Можно быть сторонником демократии в компании. Но если в мирное время можно обсуждать в сенате каждое решение, давать комментарии и так далее, то как только наступают тяжелые времена и «враг у ворот», имеет смысл немедленно перейти в авторитарный режим. Ведь в такие моменты особенно важно принимать решения быстро. Правда в том, что у жесткости, как и у любого инструмента управления, есть как свои плюсы, так и минусы.
Авторитарность увеличивает вероятность правильного исполнения регламентов и инструкций, ускоряет принятие решений, не давая времени на долгие обсуждения. Она также гарантирует большую системность. Однако есть и безусловные минусы: если вы прогибаете людей на какое-то решение, которое после оказывается неправильным, то это очень сильно демотивирует команду. Второй минус — люди теряют вовлеченность: они хотят быть не просто болтиками в системе, а личностями, которые могут на нее влиять. Если же проявлять чрезмерную жесткость, то сотрудники перестанут чувствовать себя в потоке, и как следствие, может снизиться качество работы, мотивация и эффективность персонала. Третий минус — если постоянно все решать за людей, то они просто перестают думать, а значит, теряются креативность и навыки принятия решений. Чтобы выделить преимущества и недостатки жесткого стиля управления, рассмотрим три примера.
Первый пример: руководитель сам не понимает, какова конечная цель, но придерживается авторитарного стиля управления, что приводит к сильной демотивации сотрудников. Безусловно, есть разные направления в бизнесе, более того, разные стадии развития компаний — от стартапа до большой корпорации. И здесь можно применять критерий: чем больше вы сами знаете о бизнес-процессе и результате, который хотите получить, а также методах его достижения, тем большую жесткость имеет смысл демонстрировать. Например, я точно знаю, как сотрудники call-центра должны отвечать на вопросы и по какому бизнес-процессу идти, что от них не требуется большой креативности, потому что я провел десятки тысяч экспериментальных звонков, и теперь абсолютно уверен, какие дают конверсию и целевое действие, а какие нет. В этом случае я буду максимально жестким. По аналогии: вы бы хотели лететь авиакомпанией, в которой рекламный слоган гласит «Наши пилоты самые инновационные и креативные — каждый полет они проявляют творческое начало и экспериментируют с тем, как самолет заходит на посадку!»? Вряд ли. Пилот должен максимально соответствовать