Менеджеры за партой. Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах
Российские вузы и компании-работодатели ужа давно совместно работают над подготовкой квалифицированных кадров. Но во многих странах мира такая практика стала обыденностью еще раньше. Какой опыт зарубежных коллег нам будет полезен?
Все чаще бизнес вынужден отправлять своих лучших профессионалов за кафедру. Иначе придется тратиться на полную переподготовку кадров, а это намного дороже. Нередко можно услышать жалобы работодателей, что система образования либо неправильно готовит специалистов, либо не готовит вовсе. Отдельные профессии сейчас умирают быстрее, чем вуз успевает выпустить первых специалистов, поэтому академической базы недостаточно, и нужна помощь бизнеса.
В Европе и США к пониманию этого пришли давно, а вот в России сотрудничество вузов с предприятиями только в начале пути. Хотя задача актуальна все-таки не только в нашей стране, когда-то с ней столкнулись компании всех развитых стран мира. В каждой стране был разработан свой алгоритм ее решения. Он разный, потому что ориентирован на страновую специфику и особенности деловой среды, но в каждом конкретном случае по-своему эффективен.
США: большой брат следит, как ты учишься
Для рынка труда Северной Америки наличие университетской степени очень важно: без диплома карьеры не сделаешь. С другой стороны, в США существует плотная спайка бизнеса и образования: первый готов делиться полученными навыками и планами, а второе — их впитывать и учитывать в своих планах развития. Поэтому ситуация, когда работодатели становятся непосредственными разработчиками и руководителями образовательных курсов или программ, в Новом Свете совсем не редкость. Более того, крупные компании и отраслевые «гильдии» формируют заказы на специалистов в определенных областях. Отрабатывая этот запрос, университеты с первого курса готовят молодых людей к работе на определенной должности в определенной компании. Естественно, под присмотром и при живом участии представителей самой этой компании. Итог — бизнес получает готового классного профессионала, уже обученного решению определенных задач.
Вообще процесс обучения в США очень практичен: студенты много времени проводят на производствах. Это позволяет компаниям познакомиться и выбрать подходящего сотрудника, а молодые люди могут заранее присмотреться к возможному месту будущей работы. Например, у Lockheed Martin действуют представительства в 12 крупнейших университетах США, через которые корпорация нанимает до 60% сотрудников.
Благодаря системе небольших грантов от $50 000 до $75 000 компания HP Labs’ получает до 500 инновационных предложений от студентов и молодых исследователей. Университетские лаборатории не менее активно финансируют и такие известные компании как IBM и Intel. Благодаря этой работе компании обеспечивают не только поток кандидатов на открытые вакансии, но и источник развития для своих бизнесов.