Вот и кончилось время чудес
ЧМ-2018 завершен. Чем он запомнится и о чем заставит подумать
В финал чемпионата мира по праву вышли сборные Франции и Хорватии. Они в полной мере, на мой взгляд, отражают тенденции, в первую очередь характерные для сегодняшнего футбола: высокий уровень физической готовности, атлетизм, умение прессинговать — при необходимости — на любом участке поля и на протяжении всего матча, великолепное исполнительское мастерство звезд, действующих исключительно на пользу команде, успешная реализация стандартов (всего на чемпионате мира, к слову, почти 45 процентов мячей было забито после стандартных ситуаций), игровая дисциплина и разумный, подчиненный интересам коллектива, прагматизм.
Маятник эмоций
В 20 предыдущих чемпионатах мира хозяева побеждали лишь в шести случаях, последний из которых зафиксирован 20 лет назад — во Франции. Даже пятикратные чемпионы мира — бразильцы, дважды принимавшие турнир, дома так и не выиграли. По разу не побеждали на своих полях и такие гранды, как Франция, Испания, Италия и Германия.
И нынче успех не на стороне хозяев, добившихся тем не менее лучшего результата за все годы своего участия в чемпионатах мира. Диапазон в оценках выхода сборной России в четвертьфинал и матча с хорватами на этой стадии турнира, проигранного в драматичной борьбе всего лишь в серии пенальти, запредельный. От «блестящая, феерическая, историческая победа» до «победа самой скучной и унылой, тяжелой и корявой из всех команд».
Одни перебарщивали, на мой взгляд, с восхвалениями, другие изо всех сил пытались принизить достижение хозяев чемпионата, впервые в истории пробившихся в одну четвертую финала самого главного в мировом футболе турнира, и искреннее стремление миллионов людей по всей стране отдать должное победителям испанцев называли, не скрывая своего огорчения состоявшейся победой, «принуждением к радости».
Первые, применяя не самые, полагаю, адекватные произошедшему оценки — «герои!», «подвиг!», «космос!»,— пророчили непременный выход в финал и столь же непременную победу в решающем матче. Вторые без тени сомнения, выдавая желаемое за действительное, предсказывали, что «сборная Хорватии расчихвостит сборную России», надеялись на поражение со счетом 1:4 и называли нашу команду с ее, как они говорили, «зомбиобороной», представителем «ментовской страны, гибридного спорта».
На фоне всеобщего праздника российских болельщиков, не без оснований гордившихся не только действительно поразительным достижением своих футболистов, но самим чемпионатом, возникали дискуссии о том, «хорошо ли интеллигенту радоваться победам сборной России?» В дополнение, по всей вероятности, к трем привычным для считающих себя сегодня представителями интеллигенции вопросам «Кто виноват?», «Что делать?» и «Какой счет?»
Сборная и ее тренер
В этом году сборная России прожила несколько разных периодов.
На стадии подготовительных к чемпионату матчей ей не удавалось никого обыграть. «Знатоки» принялись предсказывать, что «делать праздник на футбольных полях чемпионата мира будут другие», не сборная России, от которой «веет безысходностью» и которая на домашнем чемпионате мира будет выглядеть хуже всех. Затем команда «спряталась» в тренировочном лагере, из которого поступала нейтральная, дозированная информация: продолжается работа над тактикой, изучаем соперников, проверяем различные сочетания игроков. В стартовавшем чемпионате сборная России сразу же обеспечила себе выход из группы, за первое место в ней, можно сказать, и не билась, не выставив в игре с Уругваем нескольких ведущих игроков. 0:3 в той встрече тренеры и футболисты команды назвали «полезной пощечиной», вернувшей после первых двух побед на землю…
Сейчас никто и не вспоминает об одном важном моменте, имеющем отношение к кадровым решениям Черчесова. Он связан с обрушившимися на его команду травмами трех ведущих футболистов — двух центральных защитников (Виктора Васина и Георгия Джикии) и нападающего Александра Кокорина. Если выбор форвардов не превратился для Черчесова в серьезную проблему (он остановился на Артеме Дзюбе и Федоре Смолове), то центральная зона обороны, если не забывать о решении одного из лучших российских стопперов Василия Березуцкого завершить выступления за сборную, и без того-то не самая надежная, стала головной болью: она на глазах превращалась в «решето». И тогда Черчесов позвонил Сергею Игнашевичу (14 июля ему исполнилось 39 лет), объявлявшему, стоит напомнить, о приостановлении своих выступлений за национальную команду, но — не о завершении.
Возвращение Игнашевича стало сенсационным, над шагом тренера и игрока посмеивались («Вот уж египтянин Салах, уругваец Суарес и прочие поиздеваются над стариком!..»), однако давно известно, кто смеется последним. Благодаря Игнашевичу оборона сборной России признана одной из лучших на чемпионате. Рядом с ним по-иному заиграл Илья Кутепов, практически безошибочно. Оборонительные построения в сборной России по матчу с испанцами вообще можно, на мой взгляд, считать идеальными. Поборники так называемого романтического футбола, который нынче можно лицезреть разве что на лесных полянках, где с азартом разыгрывается «приз сезона» — ящик пива,— с яростью окрестили игру в исполнении российской команды «антифутболом».